Воспитательный потенциал спорта | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Воспитательный потенциал спорта

12 января 2013 admin 0 Comments

Спорт содержит в себе большой положительный воспитательный потенциал — вспомним в этой связи  разделы из «Оды спорту» П. дс Кубертена: «О, спорт! Ты -плодовитость! Ты — справедливость! Ты — благородство!» История спорта изобилует случаями самых высоконравственных действий и поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи образцом и примером для подражания. Например, в книге [6] они представлены в большом количестве. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Это использование допинга, грубое нарушение правил соревнования, но так, чтобы не видел судья, пренебрежение нормами спортивной этики и т. д. Вспомним хотя бы недавние случаи, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. И непорядочные действия тоже могут закрепиться в качестве постоянных характерных форм поведения. Наверно, поэтому у Марадоны в последнее время возникли проблемы с законом.

Реализация этого принципа может осуществляться по двум направлениям:

а) Формирование знаний и убеждений нравственного характера путем использования соответствующих методов. Для сообщения необходимых знаний из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта применяют рассказ о сложных ситуациях, возникающих во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы. Разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные пут их преодоления. Хороший результат можно получить от докладов и сообщений на подобные темы со стороны своих товарищей, что носит характер взаимного просвещения.

б) Однако эти знания необходимо перевести в убеждения, то сеть в глубокую уверенность в их истинности, ставшая руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых. Это продукт осмысливания каждым личного и общественного опыта. Задача педагога — побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это беседами дискуссионного характера, обсуждением действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, разбором ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Желательный путь — частично-поисковый, из арсенала методов обучения, при котором педагог путем наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок ведет мысль подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, чем и обеспечивается формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности педагога к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом. Благодаря формированию взглядов и убеждений у большинства занимающихся педагог обеспечивает необходимое общественное мнение для своего управления дисциплиной и учебно-тренировочным процессом, в) Систематическое упражнение в соответствующем поведении и развитие моральных и волевых качеств у воспитанников достигаются четкой постановкой учебных задач, организацией занятий — их оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления нравственности и воли. Необходимостью являются индивидуальные задания по устранению путем самовоспитания обнаруженных у подопечных слабых сторон в личностных качествах и физической подготовленности. Хорошо, если контроль за успешностью выполнения этих заданий кроме самого педагога удастся организовать и со стороны родителей, а также взаимоконтроль между ребятами, а обязанностью педагога будет публичное озвучивание достигнутых успехов каждым.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *