Культура речи в педагогике | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Культура речи в педагогике

17 января 2013 admin 0 Comments

Содержание культуры речи требует расшифровки. Со времен Древних Греции и Рима вырабатывались системы понятий и рекомендаций для оценки качества хорошей речи. Приведем наиболее существенные показатели, характеризующие культуру речи.Правильность речи заключается в грамматически верном произношении слов, их склонении и спряжении, четкой дикции, правильном ударении. В последнее время участились случаи неверного произношения слов даже по радио и телевидению. Например, лишнее н в словах инцидент и прецедент, неверное ударение в слове квартал, вместо квартал, а по-разному поставленное ударение может совершенно изменить смысл слова: голы, мука и др.

Чистота и точность речи во многом завиегт от богатства лексики педагога. Необходимо использовать точную терминологию, свойственную каждому виду спорта, особенно гимнастическую терминологию. Наиболее часты ошибки в ориентировании на потолок и пол при движении конечностями вместо оси туловища и линии плеч. Например, положение «руки вверх» должно одинаково сохраняться относительно туловища в основной стойке, лежа на спине и при наклоне вперед. В распоряжениях и объяснениях нужно добиваться точности и краткости выражений, начиная всегда с главного, особенно при работе с малышами. Не засорять речь вводными словами типа: так сказать, «вот» и др., а также звуками «а-а…, э-э»…

Логичность речи проявляется в аргументировании ценности и перспективной важности изучаемого материала. Особенно требуется продумывать последовательность вопросов и возможность подсказок при подготовке к эвристической беседе и различным методам дискуссионного характера. Следует избегать тавтология типа: патриот Родины, свободная вакансия, хронометраж времени и др. Существует алогичное сочетание слов, называемое «оксиморон» (греч. — остроумно-глупое), которое передает яркость и своеобразие чего-либо: «агрессивный трус, активный лентяй»; в литературе — «живой труп, оптимистическая трагедия».

Доступность речи зависит от наличия словарного запаса у воспитанников. Применять следует хорошо им известные слова и обороты речи, а при употреблении нового термина обязательно разъяснять его значение. На лекции первокурсникам лектор употребил выражение «иерархия воспитательных задач», предполагая, что слово «иерархия» им знакомо из истории Средних веков. Оказалось, что больше половины студентов не понимают смысла этого слова. Поэтому лучше избегать употребления иностранных слов, когда есть русские, точные им по смыслу.

Зарисовки с педагогической практики. Студент, проводя урок во втором классе, командует: «Присесть, руки поставить параллельно!». Методист спрашивает у ребят, находящихся рядом: «Поняли?» Ответ: «Да, это — принять группировку и руками обхватить колени». Студентка, озадаченная вялостью третьеклассников на первом уроке, воскликнула: «И откуда вы такие сонные пришли?!». Последовал ответ хором: «Из дома!».

Уместность речи. На уроках физкультуры и учебно-тренировочных занятиях основной является двигательная деятельность. Речь педагога призвана обслуживать эту деятельность, а не подменять се. Словоизлияние педагога, неоправданное задачами урока и воспитательными потребностями, недопустимо. Если замечены какие-либо нарушения в действиях и поведении отдельных учеников, прежде чем громогласно делать замечание или внушение, подумайте, поможет это или помешает дальнейшему ходу занятия. Шутка, остроумное замечание бывают весьма полезны, однако помните старый совет: «Допреж реши, достаточно ли умом крепок тот, над кем шутить вздумал».

Возможное возникновение конфликтных ситуаций в связи с речевыми просчетами педагога:

•  недостаточно аргументированные задания, поручения, отметки и оценочные суждения, вызвавшие непонимание или обиду;

•  нравственные оценки и суждения, не совпадающие с мнением группы, — по данным вопросам своевременно не было создано общественное мнение; ошибки в выборе тона и стиля индивидуального общения с воспитанниками разного типа нервной деятельности;

• обида на эмоциональную несдержанность педагога, на его резкость, неуважительные жесты и мимику.

Нет возможности позвонить, но под рукой есть интернет, оформите заказ такси онлайн и наша машина будет ждать Вас у подъезда в течении 30 минут!

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *