Мир спорта

The Beauty of Sports

f

Наблюдение за учениками класса как педагогический метод

6 Январь 2013 admin 0 Comments

Наблюдение за учениками класса может проводиться на уроках, во время перемены и при уходе их из школы. Кроме уроков физической культуры имеет смысл провести несколько наблюдений на общеобразовательных уроках для получения дополнительных характеристик учащихся. Наблюдение нуждается в точной постановке цели — что требуется выявить. Например, проявление внимания к объяснениям и заданиям учителя: устойчивость и продолжительность этого внимания; добросовестность выполнения заданий, в том числе когда ученик вне поля зрения учителя; какие и с кем отношения в группе — дружеские, безразличные, агрессивные и др. Во избежание спорного утверждения: «Я видел, и я так считаю» при наблюдении урока ведется протокол наблюдения, в котором фиксируется частота проявления изучаемых фактов в виде условных значков по классу в целом или напротив фамилии каждого ученика. Последующая математическая или графическая обработка полученных результатов дает реальную, объективную, картину исследуемого вопроса. Вести протокол наблюдения на переменах и при уходе учеников из школы достаточно сложно, поэтому результат увиденного фиксируется позднее по памяти.Беседа, как и другие устные и письменные опросы, нуждаются в предварительном продумывании педагогом задачи -что у подопечных предполагается выяснить, узнать и как этого достигнуть, то есть наметить содержание и методику их проведения. Готовя вопросы, их редакцию, нужно стремиться обойти два «подводных камня», о которые разбивается откровенность ответов. Первый — это естественное стремление человека показать себя в лучшем свете, второй «камень» — предположение, что хотел бы услышать от меня учитель или тренер. Поэтому важно как предъявлены вопросы, их логическая последовательность и редакция — ясность формулировки и точность самого вопроса, побуждающая к откровенности. Так, косвенная его постановка не требует оценивать себя: «Как вы считаете…». Когда при составлении анкеты вопроса о самооценке не избежать, используется бальная шкала, помогающая дать более правдивый ответ, не провоцируя на максимальное самовосхваление. Например, при пятибалльной шкапе опрашиваемый (респондент) выбирает только один из ответов: «Всегда Часто. Редко. Очень редко. Никогда» и ему невольно приходится вдумчиво подойти к этой самооценке.

Памятуя о том, что успех приносит только педагогика сотрудничества. а не форматные взаимоотношения с учащимися или их принуждение, желательно, чтобы они знали и верили в обоюдную пользу беседы и опроса.

Самооценка учеником имеющихся у него личностных свойств, качеств и частоты или величины их проявления помогает ему как бы посмотреть на себя со стороны — глазами другого человека — и оценить свои плюсы и минусы. Обычно, при одноразовом задании, педагог предлагает для оценки перечень не более 6-8 свойств, качеств моральных и волевых и задаст желательно десятибалльную шкалу оценки величины или степени их проявления (см. о балльной шкале чуть выше). Результаты самооценки вместе с другими полученными ранее сведениями об учениках помогают педагогу с большей целенаправленностью побуждать каждого из них к самовоспитанию.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *