Мир спорта

The Beauty of Sports

380648_krishtianu-ronaldu_futbol_sport_real-madrid_1680x1050_(www.GdeFon.ru)

Необходимость воспитания при занятиях физической культурой и спортом

6 Январь 2013 admin 0 Comments

Физические упражнения и спорт являются эффективным средством воспитания. В процессе выполнения физических упражнений и спортивной деятельности моделируются ситуации, сравнительно редко встречающиеся в обычной жизни: потребность максимально проявить свои физические и волевые качества на фоне экстремальных условий и сильных эмоций. В спорте человек учится управлять своим поведением и проявлением чувств в соответствии с имеющимися нравственными и дисциплинарными нормами.Вместе с тем сам спорт как средство воспитания весьма диалектичен по возможностям своего влияния. На эту его опасность в свое время указывал педагог и психолог П. П. Блонский [8, с. 154]. подобного мнения придерживался и П. Ф. Лесгафт [26, с. 180; 220; 340]. Спорт может быть опасным для здоровья, способствовать развитию эгоизма, обмана, зазнайства, стяжательства, пренебрежения к слабым, неуважения к окружающим (вспомним «белокурую бестию» Ницше).

Имеется ряд причин, обязывающих педагога и тренера в области физической культуры и спорта серьезно заниматься вопросами воспитания:

а)  его профессиональная обязанность перед государством, обусловленная дипломом педагога и потребностью роста спортивных результатов у подопечных:

б) большой воспитательный потенциал спорта и возможная противоречивость его влияния на личностные особенности спортсмена, требующие от педагога четкой и целенаправленной организации воспитания в нужном обществу направлении;

в) проведение воспитательной работы в сугубо личных интересах самого преподавателя и, особенно, тренера. Если у обучаемых не сформированы дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость и другие моральные, трудовые и волевые качества, очень трудно с ними работать, невозможно проводить полноценные занятия, результаты в спорте будут низкими.

Как показывает спортивная практика, с первых дней работы с новичками преподавателю-тренеру необходимо уделять серьезное внимание вопросам нравственного воспитания. Иначе по мере взросления спортсменов и приобретения ими мастерства взаимоотношения тренера с ними начинают строиться не на основе дружбы и глубокой признательности старшему товарищу, вложившему частицу себя в воспитанника, а приобретают сугубо деловой и чисто утилитарный характер. И спортсмен легко меняет спортивное общество, тренера, товарищей, руководствуясь лишь соображениями личной выгоды.

Когда приходится слышать или читать в периодической печати о дельцах от спорта, переманивших спортсмена различными посулами, невольно возникает мысль, что виноват в этом в определенной степени сам тренер, который воспитал неплохого спортсмена, а человеческой основы в своего подопечного не заложил, за что и расплачивается. Конечно, может наступить у спортсмена потребность перехода по тем или иным причинам к другому тренеру, в другое спортивное общество. Но совершаться этот переход должен по обоюдному согласию, после обсуждения п с учетом достаточно веских причин.

Следует также знать, что за аморальное поведение или уголовное преступление воспитанников тренер несет ответственность, вплоть до снятия его с работы и запрещения дальнейшей педагогической деятельности. Такие случаи крушения блестящей тренерской карьеры, к сожалению, в истории нашего спорта имели место;

г) тренер несет полную моральную ответственность за будущее своих воспитанников.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *