Пичичи: первый бомбардир испанского футбола | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

7 декабря 2017 admin 0 Comments

  • О проекте
  • Авторы
  • |
  • Трансферы
  • Прогнозы
  • Телепрограмма
  • Афиша
  • Лента новостей
  • Матч-центр

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

  • Футбол
  •  
  • toggle menu

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

946 Испания

В избранное

07 декабря 2017, 10:56

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

Павел Кушнерук

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола


https://i.sportarena.com/2017/12/pichichi.jpg
Sport Arena рассказывает о легендарном игроке Атлетика из Бильбао.

  • Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Google Plus

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола


Sport Arena рассказывает о легендарном игроке Атлетика из Бильбао.

К сожалению, Атлетик рушится, словно карточный домик. Стоило поклонникам басков привыкнуть к положительным результатам, как их команда терпит одно сокрушительное фиаско за другим. Вряд ли на старте текущего сезона кто-то мог предположить даже в самых смелых прогнозах столь печальное развитие событий – Львы стабильно плетутся в нижней части турнирной таблицы Примеры и вероятно останутся без еврокубков. О причинах провала этого колоритного клуба было сказано много, но неужели вся его мощь реально зависела от одного человека – Эрнесто Вальверде?

Перечисляя факторы стагнации, критики не забыли и о самом главном достоинстве Красно-белых –почитание традиций. В современном футболе это до такой степени редкое явление, что, в принципе, должно вызывать одно уважение. Но не тут-то было – если басков ранее и так упрекали в их архаичности, то теперь и подавно, видя в пресловутом консерватизме ворох проблем, якобы мешающих коллективу стать на новую ступень развития.

Так что неудивительно, что фигура Рафаэля Морено Арансади или просто Пичичи стоит особняком в истории клуба. Ведь легендарный игрок, чье прозвище спустя годы стало нарицательным, по праву считается одним из главных достояний не только Львов, но и всей Испании. Именно этот человек, окутанный множеством мифов и тайн, стал первым супербомбардиром, непосредственно повлиявшим на развитие и дальнейшую популяризацию футбола в целой стране. И это действительно так – к примеру, когда Пичичи лишь делал первые шаги в полосатой майке Атлетика, в то же самое время на Туманном Альбионе в самом разгаре проводился двадцать четвертый сезон Первого дивизиона. На пиренейском же полуострове на игру с мячом в подавляющей массе по-прежнему смотрели с раскрытыми от изумления ртами – и это притом, что с 1902 года разыгрывался Кубок Короля и какие-никакие региональные чемпионаты. Конечно, сопоставлять профессиональную, функционировавшую уже как четверть века лигу и любительское первенство Страны Басков или Каталонии не слишком-то и правильно, однако как раз в этом заключается вся изюминка – и в таких условиях рождались настоящие кумиры своего поколения, способные бросить тень на более именитого соперника. Это к тому, что в 1920-м, за девять лет до формирования Ла Лиги, Пичичи в составе Испании добыл серебряные медали Олимпийских игр, а параллельно Великобритания прекратила борьбу еще в предварительном этапе, уступив Норвегии.

О событиях в Антверпене мы чуть позже поговорим, но из вышесказанного делаем вывод – испанцы точно обладали определенным уровнем, а их ведущие исполнители могли вполне конкурировать на международной арене. То есть, таким образом, мы отвечаем на ряд актуальных вопросов – а заслуживает ли дон Арансади таких чествований, чтобы его прозвище до сих пор носила престижная награда? А может, он был не совсем таким крутым, как его величает история, при этом описывая фрагментарно и оставляя существенные пробелы в его биографии? Любое утверждение, а тем более такое, должно поддаваться критике – а значимы ли голы Пичичи, если он, по сути, был любителем? Так за что помнят и почитают современника дона Сантьяго Бернабеу?

То, что Рафаэль был на голову выше любого-другого тогдашнего футболиста – неоспоримый факт. Интересно другое – не родись наш герой в Бильбао, мы бы возможно о нем никогда так и не узнали. Игрок должен благодарить Судьбу за то, что появился на свет в Стране Басков, а не где-нибудь в другом месте. Почему? Ну, начнем с того, что с XIII века в центральном городе региона действовал огромный порт, поспособствовавший становлению как крепких торговых связей, так и своеобразного ментального обмена. Немудрено, что спустя шестьсот лет баски столь охотно приобщились к футболу – английские купцы, рабочие, матросы, студенты и мигранты, посетившие крупный индустриальный узел, не могли не поделиться правилами игры, так горячо полюбившейся у себя на острове. В итоге в 1898 году возник Атлетик, существовавший тогда под названием Бискайя – команда, впечатленная британским спортивным ноу-хау, переняла все лучшее от зарубежных коллег и довольно быстро зарекомендовала себя на просторах провинции. Пока каталонская Барселона и мадридский Реал обретали клубные черты (неизвестно, к чему бы пришли Блаугранас, если бы не Жоан Гампер с его швейцарско-английским десантом), Бискайя уже могла похвастаться соответствующим бэкграундом – более того, вопрос о формировании коллектива обсуждался еще в 1892-м, на волне футбольного бума, захлестнувшего город.

Так, баски, имея за плечами явно лучшую подготовку и, как это ни банально, осознание игры (большая часть населения и элита вообще не знали, как правильно охарактеризовать сам термин «футбол», поэтому величали его «спортом, привезенным из-за рубежа») без проблем доказали собственное преимущество. В десяти первых розыгрышах Кубка Испании Бискайя и Реал Сосьедад выиграли пять трофеев, причем предшественник Львов трижды подряд завоевал заветную награду. Так что Пичичи можно назвать продуктом баскского воспитания, получившим прекрасное образование – наверняка, очутиться в том Атлетике то же самое, что сегодня постигать азы в Клерфонтене.

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

Следует уделить внимание и близкому окружению исполнителя – вся семья любила игру и поддерживала Рафу с самого детства. Талант в мальчике разглядел дядя Мигель де Унамуно – между прочим, один из самых выдающихся мыслителей и писателей конца XIX века. Увидев, как юркий племянник в одиннадцатилетнем возрасте с лихвой, буквально одним движением накручивает сверстников, а то и парней постарше, дон Мигель в дальнейшем всячески потакал пареньку, считая, что тот добьется успеха в своих начинаниях. Так и вышло, что Рафаэль окунулся в приоткрывшийся мир спорта, но напрочь забыл об учебе – с заурядными отметками окончил среднюю школу, затем забросил изучение права на первом курсе Университета Деусто, а когда отец Хоакин Гоньи устроил непутевого сына в ратушу на должность писаря, то тот не проработал там и месяца. Смог Арансади-младший трудоустроиться в офис братьев Меродио, занимавшихся в сфере металлургии, но по-настоящему глаза юноши горели, когда он оказывался на площадке с мячом.

Да о каком продвижении по карьерной лестнице могла идти речь, если главным подстрекателем Рафы был его старший брат Раймундо? Именно он, также безумно обожающий игру, окрестил будущего кумира Сан-Мамеса «Пичичи», подшучивая над тем, что Рафаэль в детстве был мелким и хилым, но при этом мечтал стать бомбардиром. К слову, Раймундо тоже отметился весомым вкладом в истории футбола – он в 1903-м стал сооснователем мадридского Атлетико.

В 1911 году девятнадцатилетний Пичичи присоединился к Бискайи. Это была неимоверная честь – команда второй раз к ряду защитила Кубок Испании (в финале был повержен Эспаньол со счетом 3:1), да и возможность тренироваться с лучшими игроками страны, согласитесь, выпадала не каждому. Вы можете удивиться, но из-за конкуренции Рафа дебютировал в рядах Атлетика только спустя два года – это, к слову, очередной пункт, свидетельствовавший об отношении к футболу в Бильбао и стремлении к профессионализму. В клуб не приглашали кого угодно, а если и предоставляли шанс, то лишь после тщательной подготовки. И с данным фактом сложно поспорить, поскольку цвета Бискайи защищали такие звезды, как верный капитан, центральный защитник Хосе Мария Белаусте, английский полузащитник Мартин Витч, нападающие Северино Суазо и Пинильос. Братия, скажем так, подобралась опытная и с внушительными достижениями за плечами, а тут неизвестный никому Пичичи!

Тем не менее Рафаэль мигом развеял любые сомнения, выйдя 17 марта 1913-го в полуфинале Кубка против Мадрида. К слову, необходимо сказать об одном нюансе, повлиявшем в том розыгрыше на соотношение сил. Дело в том, что в 1913 году между испанскими клубами вновь разразился скандал (схожий инцидент имел место быть в 1910-м), повлекший за собой раскол – Эспанья де Барселона, Реал Виго Спортинг (оба клуба на сегодняшний день прекратили существование), Атлетик, Мадрид и Реал Унион остались под эгидой Испанской федерации футбола. Барселона же, Реал Сосьедад и Понтеведра в знак несогласия образовали так называемое Объединение испанских футбольных клубов (любопытно, что в результате Понтеведра отказалась от участия) и провели свой турнир.

Так вот, старт карьеры Пичичи выдался просто умопомрачительным – он умудрился огорчить Сливочных уже на второй минуте матча. Спустя девять минут игру можно было вообще заканчивать – неугомонный Арансади на всех парах пронесся к площадке соперника и затолкнул в сетку второй мяч. Ну, вот вам и дебютант! В начале второго тайма мадридцев добил Кортади, тем самым установив окончательные 3:0.

Первый для Рафаэля финал Кубка Короля получился вымученным и, к огорчению, безуспешным – из-за упорности Реала Униона команды зафиксировали боевую ничью 2:2 (одним точным ударом отличился Пичичи), а в переигровке Бело-черные выдержали давление оппонента и забили единственный мяч за двадцать минут до финального свистка.

Однако, в целом, Пичичи оперативно доказал, что заслужил носить футболку Атлетика – в августе того же года он стал автором первого гола на открывшейся арене Сан-Мамес, а когда в октябре стартовал регулярный чемпионат Бискайи, то парень развернулся на полную катушку. Он с ходу нашел общий язык с Белаусте, а сыгравшись с партнерами, громил без разбора и на любой вкус то Аренас де Гечо, то Депортиво де Бильбао или Реал Сосьедад – что тут уж говорить, если Рафа стал первым игроком, поразившим ворота противника десять раз подряд. Быстрый, смышленый и хитрый (во время матча футболист надевал белую шапочку, сделанную из платка, благодаря которой его хорошо было видно на поле) Пичичи превратился в безоговорочного лидера атаки. Имея в арсенале такого талантливого, коммуникабельного, альтруистичного (Арансади при необходимости предпочитал отдавать пас) и готового познавать что-то новое исполнителя, Атлетик не мог не укрепить позиции – в общей сложности, в региональной лиге, как и в Кубке Испании, Львы безоговорочно доминировали три года подряд. Сам же Рафаэль обрел статус, не побоюсь этого слова, звезды и кумира публики – она, между прочим, часто скандировала с трибун Сан-Мамеса «Пичичи – забей!»

Пичичи: первый бомбардир испанского футбола

К сожалению, три великолепных сезона сменились тремя, преисполненными огорчением и досадой – совершенно неожиданно показали характер Унион и Аренас, перехватив инициативу не только в регионе, но и в Кубке Короля. Так, первой команде посчастливилось заполучить медали в 1918-м, а второй – спустя сезон, в 1919-м.

Лично Пичичи продолжал радовать добротной игрой, что предопределило попадание игрока в число претендентов формировавшейся сборной Испании. В 1920 году Футбольная королевская ассоциация намеревалась принять участие в летних Олимпийских играх в Антверпене, и чиновники доверили собрать состав культовому игроку и арбитру Франсиско Бру. Пако, как прозывали первого тренера Фурии Рохи, в душе не особо полагался на басков (хоть они и были лучшими, но Бру хотел, чтобы команда была разношерстной), но отрицать уровень мастерства Арансади он явно не мог. Так и случилось, что Пичичи был включен в окончательную заявку – с великим Рикардо Саморой и одноклубниками Белаусте и Доминго Гомесом Аседо.

В предварительном раунде испанцы мерялись силами с датчанами – их матч получился довольно скучноватым (единственным голом на 54-й минуте отличился Патрисиу Араболаза), тогда как в других встречах перипетии развивались намного веселей: Чехословакия уничтожила югославов 7:0, шведы поиздевались над греками, забив бедолагам 9 безответных голов, а главной неожиданностью этапа стало то, что британцы, как-никак действующие чемпионы, безбожно «слились» норвежцам.

В четвертьфинале Красной Фурии не поздоровилось, поскольку их размазали хозяева турнира – бельгийцы, забив три мяча и пропустив единожды, по праву вышли в полуфинал. Стоп. Так каким образом испанцы обзавелись медалями? – спросите вы. Подопечных Бру в прямом смысле выручил громкий скандал, фактически превративший тот розыгрыш ОИ в позорище – когда бельгийцы и чехословаки встретились в решающем поединке за золото, вторых возмутило предвзятое судейство английского арбитра Джона Льюиса (что еще в полуфинале помогал Красным дьяволам, «утопив» своими поступками Голландию). После того, как рефери поставил на шестой минуте пенальти, а на тридцатой Анри Арно удвоил преимущество, терпение отстающих лопнуло – игроки демонстративно покинули поле, отказавшись продолжать матч. Естественно, их акция не могла не обернуться последствиями и разбирательством – чехословацкую делегацию, конечно же, дисквалифицировали из-за нарушения регламента, но было решено переиграть поединки, начиная с 1/4-й, чтобы выяснить серебряного и бронзового медалиста. Что также не обошлось без казуса – сборная Франции, выбывшая на стадии полуфинала и огорченная разгромом от чехословаков со счетом 1:4, преждевременно покинула Бельгию, подбросив Пьеру де Кубертену еще несколько организационных проблем.

Так испанцы вновь вернулись в игру и на этот раз сполна воспользовались предоставленным шансом – в первом раунде разобрались со шведами 2:1 (примечательно, что голы забили Белаусте и Аседо), а в финале полностью переиграли Голландию 3:1 (третий мяч вколотил Пичичи, добив измотанных Оранье).

На волне международного признания по-новому расцвел и Рафаэль – да так, что в 1921 году триумфовал в чемпионате Бискайи и вернул Львам Кубок Короля, приложив руку к победе над Атлетико 4:1. Но по окончании сезона, в 29 лет, на удивление многих, повесил бутсы на гвоздь – по признанию Пичичи, его досаждали боли в спине, поэтому о роли игрока пришлось забыть. Но не о футболе в целом – Арансади намеревался стать арбитром, чтобы продлить футбольную жизнь, пусть и в такой форме. И наверняка бы продлил, если бы не трагедия – как уверяют источники, экс-футболист отравился морскими устрицами, подхватил сыпной тиф и умер в 1 марта 1922 года. Все сложилось так быстро, что Испания и не сразу поняла, что потеряла своего национального героя.

В 1926-м благодарная Бискайя увековечила Пичичи – около входа на Сан-Мамес был установлен бюст великого игрока. Каждая команда, приезжавшая в гости к Атлетику, прежде чем оправиться в подтрибунное помещение, должна была возложить букет цветов у памятника легенды. Спустя двадцать семь лет, в феврале 1953-го Делегация национального спорта Испании прозвищем исполнителя назвала трофей, и по сей день вручающийся лучшему голеадору Примеры – прозвищем человека, сделавшим нашу любимую игру намного лучше.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *