Скип в кёрлинге
14 апреля 2013 admin 0 Comments
Первая из функций скипа — определение стратегии и тактики ведения игры командой в матче и в энде — требует проявления высшего уровня антиципации — речемысли- тельного. Разрешающим эффектом на данном уровне антиципации является эффект групповой (командной) координации действий с планированием и организацией коллективных взаимодействий на протяжении длительного периода времени (времени матча).
Важным проявлением речь-мыслительного уровня антиципации в действиях скипа является предвидение стратегии и тактики ведения игры его оппонентом — скипом команды соперника (в матче в целом, в отдельном энде).
При проведении розыгрыша камня в сознании скипа «проигрываются» варианты развития игровой ситуации, исходящие из конкретного расположения кёрлинговых камней на игровой площадке. Здесь также проявляется речь-мыслительный уровень антиципации, предполагающий прогнозирование развития ситуации, оперативный анализ вариантов ее применения, а также выбор наиболее предпочти-тельного из них с учетом достаточно большого числа факторов. Среди последних можно назвать — возможность контр действий соперника при новом расположении камней на игровой площадке, перспектива получения своей командой преимущества при проведении последующих розыгрышей и др.
На этапе формирования задания для партнера, выполняющего бросок камня, с конкретизацией направления выпуска камня и скорости его скольжения, в действиях скипа проявляется другой уровень антиципации — уровень представлений (вторичных образов). В качестве разрешающего эффекта выступает эффект «панорамного пред-восхищения» с актуализацией в памяти «карты» игровой площадки с особенностями «рельефа» ее поверхности. Сопоставление выбранного направления выпуска камня, его начальной скорости и учет особенностей поверхности площадки позволяют скипу смоделировать в своём сознании траекторию движения камня, необходимую для результативного проведения розыгрыша.
В данном случае принятие решения скипом требует проявления оперативной памяти, под которой понимается способность оперативно удерживать необходимый объем информации одновременно оперируя им. В кёрлинге оперативная память скипа связана со способностью запоминать малейшие нюансы «рельефа» поверхности площадки (в двух направлениях движения) и учитывать их при принятии решения о выборе траектории скольжения камней. Данное запоминание происходит в процессе разминки или выполнения розыгрышей первых камней.
В момент выпуска камня партнером решения скипа начинают базироваться на проявлении перцептивного уровня антиципации. Данный уровень предполагает решение глазомерных задач, связанных с определением расстояний и скоростей относительно движущегося спортивного снаряда и прогнозированием возможной траектории его движения с учетом применения свипинга.
В момент слежения скипом за движением кёрлингового камня проявляется также одна из форм пространственно-временной антиципации — реакция на движущийся объект (сенсорный уровень антиципации). В особой мере точность реакции РДО необходима скипу при приближении скользящего камня к неподвижному камню. В этот момент, когда уже достаточно ясны траектория движения камня и предполагаемая сила его воздействия на другой камень, важным становится прогнозирование точек соприкосновения поверхностей обоих камней. Верное определение этих точек с учетом знания силы воздействия позволяет оперативно определять точное направление смещения камней после контакта. Последнее особенно важно для занятия скипом определенного расположения в «доме» для применения «короткого» свипинга.
Таким образом, игровое тактическое мышление скипа представляет собой специфическую форму интеграции его опыта, знаний и способности к проявлению антиципации (в различных ее формах). При этом опыт и знания спортсмена, «спрессованы» в форме концептуальных моделей, представляющих собой образы- эталоны ситуаций и адекватных им действий. Концептуальная модель включает сенсорно-перцептивные, мнемические и вербально-логические компоненты — данная гностическая модель функционирует в процессе распознавания и осмысления спортсменом игровых ситуаций как целостное системно-структурное образование.
Проецируя данное теоретическое положение на тактическое мышление скипа в кёрлинге, можно отметить, что более опытный скип принимая решение оперирует большим числом концептуальных моделей. При этом эффективно «работают» сенсорно-перцептивные компоненты — опытный скип более оперативно и точно предвидит конечную точку на траектории движения камня. На уровне вербально-логических компонентов им более подробно «прочитываются» возможности развития ситуации на площадке, исходя из конкретного расположения камней. С достаточной степенью вероятности прогнозируются действия соперника по ходу энда и матча в целом.
Значимость увеличения «набора» концептуальных моделей в арсенале скипа для роста его спортивного мастерства определяет необходимость индивидуальной работы с игроками данного амплуа, включающей анализ конкретных и моделируемых игровых ситуаций на теоретических и практических занятиях. Важным здесь также является приобретение значительного соревновательного опыта.
Необходимо отметить, что в ряде игровых ситуаций тактическое решение принимается скипом совместно с вице-скипом («третьим» номером команды), а в наиболее ответственные моменты в матче — в процессе оперативного обсуждения всеми игроками команды. Здесь проявляется специфическая форма тактического мышления — коллективное тактическое мышление.
Наряду с «тактическим» компонентом, игровое мышление спортсмена включает компонент внутренней самооценки параметров выполнения точных действий — броска камня. Как было показано выше, данный компонент является чрезвычайно важным при формировании двигательной программы выполнения игроком каждого нового броска камня.