Яна Беломоина: «Еду в снега на высоте 3000 м в одной футболочке и шортах» | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Яна Беломоина: «Еду в снега на высоте 3000 м в одной футболочке и шортах»

7 ноября 2016 admin 0 Comments

Яна Беломоина: "Еду в снега на высоте 3000 м в одной футболочке и шортах"

 

Первый украинский призер ЧМ по маунтинбайку и двукратная участница Олимпиад рассказала «Сегодня» о гонках-боевиках и одном велосипеде на десятерых

Первый украинский призер чемпионата мира по маунтинбайку – «бронза»-2015 в кросс-кантри – и двукратная участница Олимпиад рассказала «Сегодня» о гонках-боевиках, 800 км за 8 дней в Южной Африке и одном велосипеде на десятерых.

— Яна, как восприняли свое 9 место на Олимпиаде в Рио?
— Я была разочарована. Шла к Играм много лет, работала вовсю, и 9 место не стало для меня утешительным. Попадание в топ-10 оказалось хорошим результатом и для тренеров, и для родных. Но я хотела большего. Поэтому не останавливаюсь и планирую ехать в Токио-2020.

— У вас довольно экстремальный вид спорта. Вы по натуре тоже оторва?
— Вне трассы я спокойна. Живу своим режимом тренировок и отдыха. У меня нет не то что времени, но и желания выйти оторваться на дискотеке или сходить на пати. Я на 99% отдаюсь спорту.

— На что же тратите остающийся 1%?
— Отдыхаю с семьей, друзьями. Люблю ходить в кино. В Киеве нашлось два свободных часика, и спонтанно решила зайти. Пошла на «Инферно». Но особо не имело значения, что смотреть. Просто хотелось посидеть в кинозале.

— После гонок под дождем, в грязи хоть бери и боевик снимай — и грим не нужен. А с каким кино вы бы сравнили свой вид спорта?
— Экшен, драма. Бывают очень драматичные соревнования, и с хорошим финалом, и с плохим. Не всегда все идет по плану, случаются сбои: падения, проколы. Может пойти дождь, а старт не переносят. Приходится ехать и в ливень, и в снег, и в холод. Трасса бывает в камнях, корнях, скользкая. Каждый старт — определенное испытание.

— Насколько травмоопасный ваш вид?
— Очень опасен. Из-за падения часто ломают ключицы, руки, ноги. О постоянных синяках и речи не идет. У меня самой серьезной травмой был перелом запястья два года назад. Но я быстро вернулась в седло. Задерживаться в гипсе было нельзя. Я сломала руку на Кубке мира в Южной Африке и уже через две недели стартовала в Австралии. Сняли гипс — и поехали. Сезон только начинался, я боролась за лидерство в Кубке мира и не могла пропускать соревнования.

ОИ-2016. В Рио 24-летняя Яна рассчитывала финишировать в призах:

Яна Беломоина: "Еду в снега на высоте 3000 м в одной футболочке и шортах"

— А в жизни совершали экстремальные поступки?
— В спорте я постоянно пересиливаю себя, свой страх, преодолевая опасные участки, трамплины, спуски. В жизни подобного экстрима пока не было. Но мечтаю прыгнуть с парашютом, полетать, почувствовать высоту.

— Случаются на дистанции грязные приемчики от соперниц?
— Бывают. После старта все выкладываются на максимум, случаются толчки, завалы, падения. Но толчок локтем у нас не запрещен. Только отрывать руку от руля нельзя. Хватает и против меня приемов, и я иногда, чтобы сохранить позицию, тоже могу это сделать. Но это спорт, и мы к этому всегда готовы.

— Как часто вам приходится менять велосипед?
— Во время гонки его менять нельзя. Это разрешается в велошоссе. Мы можем менять только колеса. Если у тебя что-то сломалось во время гонки, ты должен добраться до технического пункта, их несколько вдоль трассы. На это уходит 1—3 минуты. Но даже если замена длится 30 секунд, это уже прилично. Чтобы их отработать, нужно очень много усилий. Бывает, прокалываешь колесо на последнем круге, когда техпункт позади, возвращаться нельзя, и ты или едешь, или ведешь велосипед. Это разрешается, результат засчитывается, но добраться до финиша нужно по трассе, не срезая.

Полностью обновлять велосипеды стараемся два раза за сезон. Отдельные детали — перед или после старта. Резина меняется в зависимости от трассы и погодных условий. Дождь, грязь, болото, камни, песок — для этого нужно разное оборудование, над которым работают механики.

— Считали, сколько велосипедов сменили за свою жизнь?
— Нет (улыбается). Я уже 12 лет в этом деле и трудно посчитать.

— Штук 30 наберется?
— Думаю, да. А когда я начинала на велобазе у себя в Луцке, на одном велосипеде каталось по десять человек. По очереди ехали по кругу, боролись, кто первый на него залезет. Прошло пару лет, и нам выдали собственные велосипеды. Они были б/у, в плохом состоянии, но зато наши, и мы берегли их и совершенствовали.

Я и сегодня занимаюсь в Луцке. А на велобазу меня завел папа. Помню, как 12 лет назад заплатила 6 гривен за билет «динамовца». Взяла с собой подруг, и мы пошли на первые тренировки. Я еще не умела хорошо кататься. У нас с братом был один взрослый велосипед на двоих, и меня учили на нем ездить, хотя я едва доставала до педалей. На базе тренировались ребята, которые уже были чемпионами Украины. Для меня этот титул тогда звучал громко. Это вдохновляло, и хотелось пройти тот же путь.

— Пробовали себя сразу в нескольких видах велоспорта?
— Я соревновалась на шоссе и на треке, пробовала BMX. На BMX больше чувствовался экстрим, там были трамплинчики и маленькие спуски.

— Для какого из видов лучшие условия в Украине?
— Для маунтинбайка нужны леса, горы, определенные дороги, на которых можно тренироваться. У меня в Луцке гор нет, поэтому мы частенько выезжали на сборы в Крым. Для шоссе не нужна специфическая трасса — выезжаешь на дорогу и работаешь. Есть асфальт или нет, но тебе нужно тренироваться. Трек в более-менее нормальном состоянии есть во Львове и Харькове. Был еще в Киеве, но его снесли — должны реконструировать, но чем там закончится, пока не знаем. Соревнования по BMX обычно проходят под Черновцами. Это, пожалуй, наименее развитый вид в Украине. Мало спортсменов высокого уровня.

— Какова длина дистанции?
— Примерно 25—30 км по лесу, горам вверх-вниз. Один круг — около 4,5—5 км. Едем 6—7 кругов. Обычно кросс-кантри занимает полтора-два часа. В этом году проехали большую гонку Cape Epic в Южной Африке: примерно 800 км, 8 дней подряд по 3—6 часов в седле. Горная местность, жара 40 градусов. У меня такое было впервые. Для организма большой стресс, но это возможно. Высота тоже часто большая. Ежегодно у нас проходит Кубок мира в Андорре — гонка на высоте 2200 м. Если это марафон, то, бывает, поднимаемся и на 3000 м. Еду в снега в одной футболочке и велошортах. Родные смотрят и удивляются, но когда у тебя идет работа, то о холоде даже не задумываешься.

— Сколько же нужно на тренировке проехать, чтобы подготовиться к такому?
— Стараемся делать более интенсивные и короткие тренировки. Но хватает и длинных дистанций, похожих на марафон, по 4 часа в седле. Максимум за день могла проехать 30 км.

— А когда удается насладиться гонкой, кайфануть от езды?
— Наверное, уже после финиша. Во время гонки чувствуешь много боли. А потом, если показываешь хороший результат, попадаешь на подиум, забываешь обо всем и получаешь большое удовольствие. Кайфануть от езды иногда удается на тренировках, особенно когда приезжаешь в новый город. Ты еще не знаешь дорогу, и есть желание поездить подольше, увидеть красивые места, подняться в горы, посмотреть вид сверху. Это первые, довольно длительные тренировки, но ты наслаждаешься тем, что проводишь время на велосипеде.

— В каком самом экзотическом месте вы побывали?
— Австралия — необычная и очень красивая. В этом году впервые посетила Бразилию и Южную Африку, колоритные и яркие страны. Сколько ни бывала в Канаде, всегда чувствовала, что это кусочек Украины. Природа очень похожа, и наших людей много — словно домой возвращаюсь. Чувствуешь себя защищенной. А вот Бразилию не рассмотрели. Мы были там всего 5 дней, все время изучали и обкатывали трассу. Много времени занимала дорога: выезжали из олимпийской деревни утром и приезжали ближе к ужину. К океану удалось съездить в последний день после соревнований — это вся красота, которую увидели. Попадались на глаза фавелы. Проезжая на олимпийском автобусе, мы видели эти очень грязные и страшные места, которые постоянно были под охраной людей с автоматами. Бразилия — красивая страна, но с очень большой разницей между бедными и богатыми.

— Бывает желание отставить велосипед подальше в угол?
— Да. После тяжелых соревнований или тренировки, особенно в конце сезона. Когда знаешь, что тебя ждет заслуженный отдых, думаешь: «Наконец он может просто постоять!» Могу без велосипеда неделю. Но обычно после трех дней начинается ломка: тянет покататься, не потому что заставляют, а потому что хочется.


Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *