Быки, Медведи и Красные дьяволы. Футбольные клубы на бирже | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Быки, Медведи и Красные дьяволы. Футбольные клубы на бирже

6 февраля 2017 admin 0 Comments

Быки, Медведи и Красные дьяволы. Футбольные клубы на бирже


Sport Arena рассказывает, как изменилась стоимость акций футбольных клубов – и что к этому привело.

Времена, когда любой уважающий себя клуб считал своей обязанностью разместить свои акции на бирже, давно прошли. Сейчас только 22 европейских клуба решаются иметь дело с «быками» и «медведями» (и лишь пятнадцать из них представляют серьезные чемпионаты). Польза от этого для футбольных клубов довольно сомнительна – зато для болельщиков и журалистов несомненна. Динамика стоимости одной акции, как барометр, отражает положение дел внутри футбольного клуба. Отражает беспристрастно, без сладких речей президента клуба (который завтра может оказаться под следствием) и шаблонных фраз капитана (который может уже согласовывать трансфер в другую команду).

Биржа – место, котировки на которой могут измениться на несколько процентов в течение одного дня. В этом нет ничего удивительного, многие игроки живут за счет быстрой перепродажи акций – поэтому не стоит обращать внимание на рост или падение стоимости меньше пяти процентов. Не просто так в таблице ниже педантично указаны отклонения от обычной даты «замера» даже в один день – за это время условные «+5,8» могли трансформироваться в ноль или «+10». Но, к счастью, на рынке заметны и более серьезные колебания.

Клуб
Страна
Валюта
Цена акции на 30.12.15
Цена акции на 30.12.16
Рост в %

Трабзонспор
Турция
Лира
1,27*
2,84
123,6

Бешикташ
Турция
Лира
2,16*
4,00
85,2

Галатасарай
Турция
Лира
17,67*
32,39
82,8

Лион
Франция
Евро
2,03*
2,94
44,8

Боруссия Д
Германия
Евро
4,01
5,26
31,1

Ювентус
Италия
Евро
0,26
0,3
15,8

Лацио
Италия
Евро
0,52
0,58
11,8

Арсенал
Англия
Фунт
15670,00*
16510,00
5,4

Фенербахче
Турция
Лира
37,20*
39,00
4,8

Аякс
Голландия
Евро
8,50*
8,75
2,9

Порту
Португалия
Евро
0,70*
0,69**
-1,4

Бенфика
Португалия
Евро
1,04*
0,98
-5,8

Рома
Италия
Евро
0,49
0,41
-15,1

МЮ
Англия
Фунт
17,81*
14,25
-20,0

Спортинг
Португалия
Евро
1,10
0,62
-43,6

Оригинал

* — данные по 31.12.2015

** — данные по 29.12.2016

Прорыв турецкого футбола

В ноябре Суперлигой был заключен контракт с компанией Digiturk на 600 миллионов долларов за семь лет. Далеко не АПЛ, конечно, но сумма достаточная, чтобы акции турецких грандов взлетели в цене. Показательнее всего пример Фенербахче: даже получив очередные санкции от УЕФА за нарушения финансового фэйр-плей (7,5 миллионов евро штрафа, сокращение состава до 22 игроков) и не пробившись в Лигу чемпионов, команда сохранила былой уровень. А остальные турецкие гранды составили первую тройку по приросту стоимости акций.

При этом, что характерно, турецкие клубы не демонстрируют какой-то выдающийся уровень в еврокубках. Турецкий чемпионат начинал сезон 2016/17 лишь 12-м в рейтинге коэффициентов УЕФА, и ни один из представителей Суперлиги не вышел в плей-офф ЛЧ. Впрочем, Фенербахче уже сейчас выигрывает группу ЛЕ с Манчестер Юнайтед, а безвестный Османлиспор – с Вильярреалом. Для того, чтобы конвертировать финансовый успех в спортивный, нужно время. И, конечно, любой вменяемый руководитель предпочтет благополучие на дистанции разовому успеху. Когда-то и Металлист громил Бешикташ – и где сейчас один и другой?

Турецкая зима украинского футбола

Оля-ля!

Первым за турками идет Лион, внезапно начавший снова тратить серьезные деньги на игроков. Ткачам рекордный прирост среди топ-чемпионатов принес комплекс факторов. Прежде всего, именно в начале 2016-го клуб переехал на новый стадион – восхитительный Люмьер, собирающий 40 тысяч зрителей даже на домашнем матче с Каном. Новый дом, во-первых, сам по себе сделал бренд Лиона более привлекательным, а во-вторых, позволил разгрузить бюджет – и опять-таки сделать вложения в акции Ткачей более перспективными.

Но успехи Лиона за календарный 2016-й не ограничиваются стадионом. Недавно 20% акций были проданы IDG Capital Partners – китайской компании, выложившей за них 100 миллионов евро. IDG использует бренд Лиона в Азии, клуб осваивает новые рынки – ради такого Жану-Мишелю Оля можно и поделиться полнотой власти. Кроме Ткачей, китайцы инвестировали во всего один клуб Лиги 1 – и это была Ницца. Да, вот уж чьи акции за последний год побили бы все футбольные рекорды роста.

Очень-очень жаль, что из всей Бундеслиги на бирже представлены только Пчелы. Боруссия давно и небезосновательно считается самым финансово здоровым клубом Европы – Ватцке и компания не переплачивают за оклады игроков и покупают в основном за небольшие деньги. На фоне крушения большинства конкурентов (Вольфсбурга, Менхенгладбаха, Шальке) акции Боруссии и должны расти – но очевидно сильно на них повлияло заключение нового ТВ-контракта самой Бундеслигой.

Действующий контракт подразумевает выплату 628 миллионов евро в год и делится между клубами двух Бундеслиг. Новое же соглашение подписано только с клубами элитного дивизиона, рассчитано на четыре года и имеет цену в 1,16 миллиарда в год. Фактически двукратный рост доходов от ТВ, конечно, повысил котировки Боруссии – даже уход двух лидеров не помешал росту. И в этом контексте интереснее было бы взглянуть на прогресс обычного бундеслиговского «-бурга» или «-штадта» – насколько это соглашение изменило положение дел для них.

Обамеянг прямо говорит, что хочет в Реал, и не уходит? Возможно, Ватцке теперь может требовать 100 миллионов за своих лидеров.

Прогресс доминатора

Характерно, что из пяти первых команд рейтинга ни одна не смогла сверкнуть в еврокубках, и сразу трое не выиграли в 2016-м ни одного титула. На шестой строчке находится первый настоящий гранд – туринский Ювентус. Продажа Поля Погба не сбила команду с пути поступательного прогресса, Старая Синьора медленно, но верно движется к шестому подряд чемпионскому титулу. Минувший год укрепил первенство Ювентуса не только на футбольном поле: из второй и третьей команд страны удалось переманить лучших игроков, что, несомненно, укрепило бренд команды.

Парадоксальный Рим

Казалось бы, одна из команд идет на втором месте и играет в еврокубках, а другая только выкарабкивается после сезона с восьмого места. Но если взглянуть на вещи глубже, у Ромы серьезные проблемы. Клуб держит на окладе дорогих и зачастую ненужных игроков (сейчас Вермален с зарплатой 3 миллиона евро в год, Итурбе – 2,3, ранее был Эшли Коул с теми же 2,3) тратит намного больше, чем получает от ТВ, спонсоров, стадиона и, как следствие, подсадил себя на трансферную иглу.

Если бы не продажи игроков в летнее трансферное окно, убытки Ромы за 2016-й превысили бы 75 миллионов евро. Клуб просто вынужден был избавиться от Миралема Пьянича, Жервиньо и Люка Диня, чтобы, как минимум, не получить на свою голову дисквалификацию от УЕФА. По сравнению с сезоном 2015/16 Рома сильно разгрузила зарплатную ведомость (со 113 миллионов в год до 92), но это только начало большого пути. Лучано Спаллетти большой молодец, что поднял и удерживает команду в первой тройке, но с Лигой чемпионов клубу, конечно, было бы проще.

Тем временем Лацио продолжает борьбу за зону ЛЧ, имея в качестве самого высокооплачиваемого игрока Чиро Иммобиле (2 миллиона евро в год – у Ромы девять футболистов получают больше). Конечно, тяжело хвалить клуб, который сначала расстался с Симоне Индзаги, а потом уговаривал его вернуться, но просто осознайте – еще полгода назад Рома превосходила Лацио по зарплатам более чем в два раза. Орлы не хватают звезд с неба, но это более финансово благополучный клуб – и игроки на бирже это понимают. Кроме того, 30.12.16 Лацио просто был в одном очке от зоны Лиги чемпионов.

Серьезные проблемы МЮ

Разговоры о том, что футбольные проблемы Красных дьяволов не мешают им зарабатывать, только обнажают финансовую безграмотность тех, кто так говорит. В мире спорта результаты всегда коррелируют с доходностью, более того: первое становится базой для второго. Просто между победами клуба и переходом в финансовую элиту есть значительный люфт. Сначала команда добивается успеха – потом к ней проявляют интерес, подписывают завидные спонсорские контракты. Команда-династия (которой, безусловно, был МЮ Фергюсона) пользуется популярностью у спонсоров и спустя несколько лет после последнего удачного сезона. Но интерес этот, как любовь по привычке, не может длиться вечно.

У условного Трабзонспора может и не быть сейчас богатого титульного спонсора, потому что бренд этого клуба был малопривлекателен в предыдущую пятилетку. Но он обязательно появится в ближайшее время, так как клуб становится интереснее сейчас. Точно так же МЮ, у которого перед стартом сезона 2015/16 одна акция уходила вообще за 18,37 фунта, подписывает выгодные контракты, потому что за последние 10 лет у него три финала ЛЧ и пять чемпионств. Но эпоха четвертых-седьмых мест, тем не менее, бьет по привлекательности клуба.

Каждый сезон без Лиги чемпионов для финансовой успешности МЮ – словно проходящая навылет пуля. Отсутствие чемпионств, действительно, еще можно пережить, но ЛЧ давно играет для европейских клубов роль того самого элитарного клуба, прогулы в котором приводят к постепенному исключению. Многие контракты МЮ включают в себя пункт о снижении выплат, если Красные дьяволы не будут представлены в самом престижном еврокубке. Без Лиги чемпионов клуб получает меньше призовых за сезон; спонсоры все активнее поглядывают в сторону регулярно играющих в ЛЧ клубов (в Англии, например, одна команда представлена там 19 лет подряд); да и фанаты со всего света начинают сомневаться, стоит ли им болеть за эту команду. Начинали-то они болеть совсем за другую.

Руководство МЮ, что характерно, понимает и пошло ва-банк. Игроков, приехавших последним летом на Олд Траффорд, вполне можно было назвать лучшими игроками Серии А, Бундеслиги и Лиги 1. Ну а Жозе Моуриньо давно стал особенной величиной в среде тренеров. Как следствие, МЮ занял три первые строчки в рейтинге зарплат АПЛ, но в турнирной таблице весь 2016-й провел на 5-6-х местах. Отсюда и регресс: по крайней мере, 2015-й ознаменовался для Красных дьяволов квалификацией в Лигу чемпионов и шестью матчами там. А долги МЮ, тем временем, достигли 536 миллионов евро – и по этому показателю клуб занимает первое место в мире с двухсотмиллионным отрывом.

Роналду, не грусти

А рекордный минус показал клуб с топ-продажами (Ислам Слимани и Жоау Мариу), достойными достижениями в 2016-м (борьба с Бенфикой до последнего тура за чемпионство), выступлением в Лиге чемпионов и 40-тысячной средней посещаемостью. Как такое может быть? Все очень просто.

Одна из составляющих безусловного прогресса Спортинга в последние годы – продажа телевизионных прав за 515 миллионов евро. Да, сделка заключена на целое десятилетие, и в придачу к этому компания Lusomundo получила право размещать рекламу на стадионе Жозе Алваладе. Но это в любом случае огромный успех, который в долгосрочной перспективе намного важнее для клуба, чем один отдельный титул. А теперь посмотрите на дату этой новости.

Быки, Медведи и Красные дьяволы. Футбольные клубы на бирже

Благая весть – возможно, лучшая для Спортинга в XXI веке – просто стала достоянием общественности за день до первого «замера». Естественно, это заставило акции клуба взлететь до небес – на бирже есть даже специальный термин для таких случаев, «нос Пиноккио». Со временем, включившим в себя проигрыш чемпионства Бенфике и последнее место в группе ЛЧ с Легией, стоимость акций откатилась на привычные позиции. Все нормально, на дистанции в пять лет у Львов все более чем в порядке.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *