Инновации в педагогике спорта | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Инновации в педагогике спорта

21 марта 2015 admin 0 Comments

В продолжение темы «Педагогическое творчество» целесообразно с этих позиций рассмотреть инновационные процессы в спорте. Инновация означает нововведение, новшество .

Растут рекорды в видах спорта с фиксированной точностью измерения, значительно усложняются исполнение действий и содержание комбинаций в видах, где судейство осуществляется в баллах. Еще в 1987 году заслуженный тренер СССР В. С. Ростороцкий отметил, что женская гимнастика за прошедшие девять лет настолько обогатилась, что его воспитанница, чемпионка трех Олимпиад Людмила Турищева, «сейчас, наверное, не попала бы и в первую десятку… А ведь я считал се программы шедевром».

С тех пор прошло еще 20 лет. Сам спорт и все, что связано с его обеспечением, находятся в состоянии интенсивного развития, возникли новые, экстремальные, виды спорта: фристайл, велотриал, сноуборд и др. Инновационные процессы охватывают содержание и техническое исполнение двигательных действий во многих видах спорта, поиск путей улучшения и сокращения времени обучения, совершенствование методики развития двигательных качеств, осуществление поиска возможностей повышения работоспособности спортсменов. Отмечается, что интенсивность тренировочных нагрузок за последние три с небольшим десятилетия удвоилась, в некоторых видах спорта стали проводить трехразовые тренировочные занятия в течение дня. Все это требует серьезного поиска сокращения времени восстановительных процессов и нахождения способов достаточно быстрого вывода шлаков из организма спортсменов. Рассмотрим некоторые примеры новшеств, которые по указанным направлениям могут служить примером для понимания инновационного поиска в науке и практике для различных видов спорта.

В ряде видов спорта, особенно сравнительно молодых, представляется перспективным поиск возможностей совершенствования элементов техники исполнения двигательных действий. Хорошим примером служит последовательное изменение техники толкания ядра, происходившее в течение прошедшего столетия. Потребность увеличить путь разгона снаряда привела к введению вначале скачка при толкании боком, затем к исходному положению спиной вперед, что позволило к скачку добавить ускорение за счет разворота туловища на 180 градусов и, наконец, к выполнению толчка после вращения, подобно технике метания диска.

Подобное длительное по времени улучшение техники перехода через планку произошло в прыжках в высоту с разбега. Время нахождения наиболее выгодного выполнения этого действия могло бы значительно сократиться, например, при научном биомеханическом анализе и математическом обсчете траектории, как это было сделано Ричардом Фосбсри совместно с тренером и научной бригадой (прыжок «Фосбсри-флоп»),

Весьма перспективна разработка новых, эффективных, методик обучения, особенно в высокосложных в координационном отношении двигательных действиях. Например, заслуженный тренер СССР по фигурному катанию В. Н. Кудрявцев, воспитавший олимпийских чемпионов, в одном из интервью поведал, что теми элементами, которые он осваивал на протяжении полутора лет, его ученики овладевают в настоящее время уже за считанные недели или даже дни. Здесь поиск должен идти по пути создания различных средств обучения -носителей учебной информации и методического инструментария преподавателя, включая использование доступа через Интернет к видеоматериалам выступлений ведущих спортсменов страны и мира. Особенно желательно создание технических средств и других приспособлений, обеспечивающих срочную и сверхсрочную обратную связь о степени приближения исполняемого движения к заданному его идеалу.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *