Меньше скепсиса. Как Лига Европы не меняется – и почему это здорово | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Меньше скепсиса. Как Лига Европы не меняется – и почему это здорово

24 мая 2017 admin 0 Comments

Меньше скепсиса. Как Лига Европы не меняется – и почему это здорово


Sport Arena рассказывает об отношении команд разного класса ко второму еврокубку.

Жозе Моуриньо в 2013 году: «Я бы не хотел побеждать в Лиге Европы. Победа в этом турнире стала бы для меня большим разочарованием. Не хочу, чтобы мои футболисты считали Лигу Европы нашим турниром».

Жозе Моуриньо в 2017-м: «Если мы выиграем Лигу Европы я буду более чем счастлив. Это будет восхитительно. Это шанс взять трофей, шанс вернуться в Лигу чемпионов, шанс завершить сезон идеальным образом».

Как много в этих двух цитатах. Здесь и наглядная демонстрация «искренности» португальца в своих интервью, и отображение его тренерской стагнации (сейчас о его победе в ЛЧ как-то и не думается, верно?), и изменение самих правил турнира. По итогам сезона 2012/13 победитель ЛЕ не мог гарантировать себе место в Лиге чемпионов – четырьмягодами позже это было пунктом регламента.

Сегодня закончится уже третий сезон младшего европейского турнира «по новым правилам». На наших глазах десятки команд приспосабливались к новому европейскому порядку, когда выигрыш ЛЕ гарантировал не только кубок и комплект медалей, но и участие в ЛЧ. Повысило ли это статус турнира?

Попробуем разобраться.

Тяжелая артиллерия

Первое, что надо отметить: сам факт наличия топ-клубов на поздних стадиях ЛЕ произошел вовсе не после введения революционного правила. Моуриньо и произнес первую цитату, пытаясь задеть Рафаэля Бенитеса, только что выигравшего младший евротурнир с Челси. Что характерно, это был действующий победитель Лиги чемпионов. То есть Азар и Мата, Торрес и Лампард были примерно последними людьми в мире, которым нужно было доказывать свою состоятельность как футболистов европейского уровня.

Если проанализировать все сезоны Лиги Европы с момента реорганизации турнира, мы увидим следующее:

— в сезоне 2009/10 за победу в турнире по-настоящему боролся Ливерпуль, в ту пору первая команда мира по рейтингу УЕФА. Красные вылетели в полуфинале, уступив Атлетико в овертайме по правилу выездного гола;

— сезон 2010/11 велик соблазн записать в «проходные»: тогда Ман Сити, Севилья и Ливерпуль слились самое позднее на стадии 1/8-й, а в полуфиналах были три португальские команды и Вильярреал. Но если вспомнить, каким был тот Порту… Молодые Фалькао и Халк в атаке, Фернандо, Моутинью и Гуарин в центре поля, Отаменди как колосс в обороне. Даже Хамес Родригес в этом составе был не более чем джокером, и Порту играл на уровне как минимум полуфинала Лиги чемпионов. В общем, каждый сам волен решать, записывать выигравших все Драконов в топы или нет;

— по сезону 2011/12 все совсем просто – турнир выиграла команда, которая всего через два года и явно не более сильным составом (кто сильнее как наконечник, Фалькао или Диего Коста?) дошла до финала ЛЧ;

— про сезон 2012/13 сказано выше;

— в сезоне 2013/14 Ювентус бился как лев, пытаясь выйти в домашний финал турнира, но Бенфика в полуфинале оказалась сильнее.

Можно долго говорить о великой истории одних турниров и ее отсутствии у других, но почему-то Кубок чемпионов стал престижным соревнованием сразу, а Кубок Шотландии не стал им и за сто лет. Спорт по своей сути прост: престижность соревнований определяется в первую очередь составом участников и во вторую всем остальным. Лигу Европы выиграть труднее, чем национальный кубок любой страны, большую часть национальных чемпионатов – а значит, и цениться среди спортсменов этот турнир будет выше.

Ах, эти чопорные англичане

Притчей во языцех стали английские клубы, открыто игнорирующие Лигу Европы. Харри Реднапп, тренировавший Тоттенхэм, прямо говорил, что любой уважающий себя клуб, попавший в Лигу Европы, должен ставить перед собой одну задачу – поскорее вылететь из турнира. Мартин О‘Нил, разъезжая с дублем Астон Виллы по Европе, вежливо и интеллигентно объяснял, что у его команды недостаточно ресурсов, чтобы играть на два фронта. А от какой футбольной периферии вылетают клубы вроде Вест Хэма и Саутгемптона, вообще лучше не вспоминать (для справки: румынская Астра и датский Митьюлланд).

При этом очевидно самые именитые английские клубы (МЮ, Ливерпуль, Челси) и тренеры (Бенитес, Моуриньо) интерес ко второстепенному турниру очень даже выказывали. Это даже стало почвой для популярной теории, что у английских середняков есть финансовый стимулбороться за каждую строчку, так как +1 место в середине сулит огромные бонусы от телевидения. Минутка разрушителей мифов: на самом деле разница между призовыми за, скажем, 7-е и 13-е место в АПЛ совсем невелика и с лихвой компенсировалась бы выходом в условный полуфинал ЛЕ (тот же Ливерпуль в прошлом сезоне заработал в еврокубках 30 миллионов евро).

Меньше скепсиса. Как Лига Европы не меняется – и почему это здорово

О ставке на чемпионат можно было бы говорить, если бы через какой-либо из кубков в Европу пробился условный Халл, которому кровь из носу нужно было не вылететь из элиты. Но уж точно это не проблема того же Сток Сити, с огромным трудом вышедшего в плей-офф Лиги Европы и сразу же вылетевшего от Валенсии. Середняки топ-чемпионатов отказываются от борьбы в ЛЕ, потому что понимают, что выиграть этот турнир им не по силам – гранды же бились за медали, даже когда они не гарантировали дополнительные бонусы.

Вообще, о футбольных приоритетах разных команд в разных турнирах говорят слишком много. К примеру, против харьковского Металлиста полудубль выставил норвежский Русенборг – это значит, что в Норвегии чемпионат приоритетнее еврокубков? Нет, конечно. Просто клуб из Тронхейма боролся за чемпионство (местная лига, напомним, проходит по системе весна-осень) и поберег ведущих игроков в матче группового этапа Лиги Европы. Кто не хочет играть, может освободить свое место в турнире, свято место пусто не бывает.

Почти всеми клубами мира руководят здравомыслящие люди, и шанс выиграть один турнир всегда будет приоритетнее участия в другом. Когда Тоттенхэму кровь из носу нужно было закрепиться в Лиге чемпионов и на кону было каждое очко – Реднапп отправлял молодежный состав на Лигу Европы. Когда МЮ досрочно проиграл все в АПЛ и остался с единственным шансом в ЛЕ – естественно, последние туры чемпионата доигрывали честолюбивые дублеры. Та же история каждый сезон возникает с финалистами национальных кубков и никакого особенного резонанса не вызывает.

При этом проблема ставки на Лигу Европы все-таки есть.

Победитель получает все

У кубковых и круговых турниров, как бы они ни назывались, есть свои законы. Можно пообещать победителям Лиги Европы место в элите, можно 100 миллионов евро, можно место в Вальхалле, но все равно это будет состязание из пяти подряд стадий плей-офф (а для многих еще и с плей-офф перед группой). И на каждой из этих стадий случайность вроде рикошета или плохого поля может перечеркнуть все надежды на большой куш.

На такие условия ни один по-настоящему большой клуб закладываться не будет: ни приобретать футболистов «для квалификации в ЛЧ через ЛЕ», ни ставить задачу новому тренеру обязательно выиграть ЛЕ, ни делать другие ходы для победы в кубке. С длинной, круговой дистанцией ситуация диаметрально противоположная: все клубы мира требуют от наставников попадания в топ-17/топ-4/топ-1 чемпионата, комплектуются соответствующим образом, делают оргвыводы… Словом, ориентируются по таблице чемпионата, а не по сетке турнира.

Понятно, что недостатки плей-офф касаются и Лиги чемпионов. Не всегда сильнейший побеждает, и Джанлуиджи Буффон, уже став рекордсменом по числу побед в Серии А, до сих пор ни разу не выиграл ЛЧ. Но Лига чемпионов давно является таким себе элитарным клубом, в котором почетно само участие, а выход в условный полуфинал позволяет считаться топ-клубом, со всеми вытекающими. Про Лигу Европы, разумеется, такого не скажешь. Главная проблема второго европейского кубка заключается именно в том, что он второй.

Новый ли порядок?

ЛЕ 2013/14
ЛЕ 2014/15
ЛЕ 2016/17

Финалисты
Севилья, Бенфика
Севилья, Днепр
Аякс, МЮ

Вылетевшие в 1/2
Валенсия, Ювентус
Фиорентина, Наполи
Сельта, Лион

Вылетевшие в 1/4
Порту, Базель, АЗ, Лион
Зенит, Динамо, Вольфсбург, Брюгге
Андерлехт, Генк, Бешикташ, Шальке

Вылетевшие в 1/8
Наполи, Бетис, Зальцбург, Лудогорец, Анжи, Тоттенхэм, Виктория, Фиорентина
Интер, Динамо (М), Бешикташ, Аякс, Вильярреал, Торино, Рома, Эвертон
Копенгаген, Боруссия (М), Рома, Олимпиакос, Краснодар, Гент, АПОЭЛ, Ростов

Даже самое пристальное изучение сеток плей-офф Лиги Европы в сезонах 2013/14 (последний «невыводящий» в Лигу чемпионов), 2014/15 (первый «выводящий») и 2016/17 не дарует ощущения большей «элитарности» после реформы. Вряд ли даже в Украине многие скажут, что Севилья – Днепр – лучшая вывеска финала, чем Севилья – Бенфика, Фиорентина на поздней стадии лучше Ювентуса, а Сельта превосходит Валенсию. Нет, топ-клубы, конечно, не стали отказываться от ЛЕ после введения дополнительного бонуса, но общий уровень плюс-минус тот же.

«Вакансия» Лиги чемпионов начинает манить, когда ты добираешься хотя бы до четвертьфинала ЛЕ. Когда же на дворе сентябрь, и ты только квалифицировался в групповую стадию с выездами куда-нибудь в Азербайджан – до Лиги Чемпионов безумно далеко (и путь через чемпионат почти для всех выглядит реальней). Плюс к этому почти каждый середняк понимает, что для победы в турнире нужно, чтобы сошлось множество факторов. Скажем, год назад требовался синхронный вылет МЮ, Боруссии, Ливерпуля, Севильи, Вильярреала – только тогда в ЛЧ мог бы квалифицироваться условный Саутгемптон. И какова была вероятность всего этого?

Впрочем, одну важную функцию Лига Европы несет и помимо путевки в ЛЧ.

«Лучше быть первым в деревне…»

Также нужно отметить, что Лига Европы превосходно выполняет функцию витрины, турнира, рекламирующего новых звезд европейского футбола. Первый же розыгрыш турнира открыл миру великолепный Фулхэм Роя Ходжсона, которого сразу же пригласили в Ливерпуль. Через год Челси не пожалел 15 миллионов евро, чтобы выкупить контракт Андре Виллаш-Боаша; следующий финал столкнул двух соотечественников-антагонистов, Диего Симеоне и Марсело Бьелсу. Рафаэль Бенитес благодаря победе в Лиге Европы реанимировал свою карьеру, а Унаи Эмери – получил место в топ-клубе.

Футболистов, сделавших себе имя в ЛЕ, можно перечислять почти до бесконечности. Такие игроки, как Фалькао и Ракитич, благодаря младшему еврокубку стали котироваться как топ-игроки; такие, как Пол Кончески и Алейш Видаль, по крайней мере получили единственную возможность поиграть в топ-клубах. А какие были бы шансы возглавить топ-команду у 62-летнего Ходжсона, не будь у него европейского успеха с Фулхэмом?

Кубки и медали всегда будут символом успеха. «Выиграл еврокубок» звучит лучше, чем «набрал 8 очков в группе ЛЧ, хотя по прогнозам должен был не более четырех». И прорыв в Лиге, пусть даже не чемпионов, всегда будет вызывать большой интерес у скаутов и президентов больших клубов. Этот простой тезис стоит понять каждому, кто относится к ЛЕ со снобизмом или презрением.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *