Принцип доступности (индивидуализации) | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Принцип доступности (индивидуализации)

26 января 2013 admin 0 Comments

Принцип доступности требует объем изучаемого материала, степень его трудности и методов обучения привести в соответствие с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями занимающихся. Здесь предполагается сохранение оптимальной степени трудности, заставляющей ученика напрягать интеллектуальные, духовные и физические силы с тем, чтобы обеспечивалось их развитие.Облегчение, или упрощение, учебного материала чаще всего производится при обучении учащихся младшего и среднего школьного возраста сложным для них двигательным действиям, однако это не должно приводить к искажению понимания ими основных элементов техники исполнения и данных соответствующей науки. Это касается в первую очередь положений, имеющих важное значение для усвоения биомеханических и других закономерностей, связанных с третьим правилом реализации принципа сознательности — почему движение выполняется именно так, а не иначе.

Выполнение требований принципа доступности обеспечивает разработку конкретной методики обучения для конкретного двигательного действия. При этом следует руководствоваться рядом правил, определяющих последовательность в содержании этой методики:

•  от главного — к второстепенному;

•  от простого — к сложному;

•  от общего — к частному;

•  от известного — к неизвестному;

•  от близкого — к далекому.

При обучении в области физкультуры и спорта данные правила требуют творческого подхода и осмысливания, исходя из особенностей развития и подготовленности занимающихся, самого двигательного действия и задач обучения. Рассмотрим на примерах значение и применение этих правил в учебном процессе.

От главного — к второстепенному.

С выполнения этого правила обычно начинают, приступая к изучению нового материала, поскольку каждый педагог стремится опереться на главное. На успешность обучения могут влиять различные причины — реальные условия, в которых проходит занятие, сложности изучаемого движения, наличие двигательного опыта у занимающихся, их отношения к изучаемому и т.п. Выявить, что из них главное в учебном процессе, бывает достаточно сложно, требуется очень вдумчивый, аналитический подход педагога к его установлению. Приведем некоторые примеры.

а) При выборе главного в технике обучения младших девочек метанию малых мячей они, в отличие от мальчиков, в своем большинстве не имеют двигательного опыта в данном движении, поэтому главным и стержневым для них будет кистевое движение по эллипсу с хлестообразным его окончанием для выпуска снаряда.

б) Следует решить, что важнее, — точность формы движения или ритм его исполнения. Так, учителя физкультуры при обучении школьников выполнению трех последних шагов при отталкивании в прыжках в высоту с разбега нередко делают на полу разметку длины этих шагов и пытаются научить их исполнению сначала в замедленном темпе. Ошибка заключается в том, что длина шагов является производной от нашего ритма их исполнения, который обеспечивает выход в положение наиболее выгодное для последующего отталкивания, а сама по себе длина шагов этой задачи не решает, важно усвоить их ритм.

Кстати, этот ритм осуществляется во всех случаях, когда необходимо совершить выпрыгивание вверх с разбега, в том числе в игровых видах спорта.

в) Предупреждение травматизма, особенно при различных приземлениях и падениях. Так, нередко учителя избегают обучать школьников прыжку в высоту способом «Перекидной», справедливо опасаясь травматизма, особенно при отсутствии мягких матов. Подготовку следует начинать с обучения самостраховке путем приземления сначала на маховую ногу, затем на кисть одноименной руки пальцами в сторону планки с последующим мягким кувырком через наружную часть локтя и плечо.

г)  Приобретение уверенности в своих силах и возможностях, в том числе преодоление страха и боязни. В этих целях применяются различные виды страховки, используются похвала, авансирование оценкой за старание и т.п. При изучении упражнения, требующего преодоления страха, продуктивным может оказаться некоторое завышение при первой попытке его сложности или опасности исполнения. После этого возвращение к более легкому варианту исполнения во многом снимает чувство страха. Здесь имеет место нарушение правила «От легкого — к трудному», но это оправдано снятием повышенной боязни (кстати, правила тем и отличаются от аксиомы, что они могут иметь исключения). Довелось видеть способ преодоления страха высоты у самой боязливой девочки класса перед началом выполнения упражнений на разновысоких брусьях. По заданию учителя она из упора на верхней жерди лицом к нижней совершает наклон вперед хватом снизу за нижнюю жердь. Затем выполняет медленное сползание вниз и в момент касания грудью жерди совершает переворот и встает на ноги. На протяжении всего упражнения учитель страхует под плечо, а в момент переворота — под спину. Упражнение довольно простое, но легкую панику вызывает спуск головой вниз с большой высоты. После этого любое упражнение на нижней жерди хватом за верхнюю кажется совершенно нестрашным.

д) Предваряя обучение, необходимо выяснить, достаточный ли уровень развития двигательных качеств, соответствующих освоению данного действия. Бессмысленно обучать подъему переворотом силой, если юноша не может из виса головой вниз подтянуться до касания перекладины местом сгиба в области тазобедренных суставов с тем, чтобы перенести ноги за перекладину. Ошибкой является обучение низкому старту, если «взрывная» сила ног недостаточна, чтобы выйти из него в нужном наклоне, без раннего выпрямления туловища. В этих случаях должно быть предусмотрено опережающее развитие необходимых двигательных качеств.

 

Если вы хотите научиться танцевать то вам необходимо записаться на курсы танцев. Вы можете участвовать как в групповых занятиях, так и индивидуально обучаться у профессионального тренера. Если вы имеете хоть какие то навыки, лучше заниматься в группе, это намного эффективнее и веселее!

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *