Принцип наглядности | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Принцип наглядности

26 января 2013 admin 0 Comments

Принцип наглядности требует создания у обучаемых отчетливого и полного представления об изучаемых предметах, о действиях и явлениях.Сведения об окружающем его мире человек получает только через свои органы чувств. Еще в XVII веке Я. А. Ко-менский утверждал, что нет ничего в памяти из того, чего не было сначала в ощущениях. Именно «живое созерцание» обеспечивает исходный, чувственный, материал для последующего мыслительного процесса- «абстрактного мышления», правильность результатов которого проверяется и корректируется практикой.

Крупнейшие прогрессивные педагоги прошлого — Я. А. Комснский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский — считали необходимым при обучении опираться на все органы чувств. Действительно, для создания всестороннего и полного представления, как внутреннего, чувственного, образа действия, вещи или явления, должны быть задействованы по возможности все органы чувств — не только зрение, но и слух (звуковое оформление действия — его темп, или ритм, момент приложения усилия), осязание (фактура поверхности, ее упругость).

Наглядность подразделяется на следующие виды:

•  натуральная — предметы и явления в натуре (растения, животные, минералы и др.);

• изобразительная — плоскостные (рисунки, фотографии, киноматериалы) и объемные наглядные пособия (муляжи, макеты);

• символическая — абстрагированные от конкретного вида вещи или явления (карты, схемы, чертежи, графики и т.п.).

Обучение двигательным действиям имеет ряд своих особенностей в реализации данного принципа. Это обусловлено тем, что в двигательном действии большое место занимает проприоцептивное чувство- мышечное чувство положения частей тела в пространстве, ощущение темпа и ритма движения, момента, величины и направления приложения усилия, амплитуды, согласованности движения в различных звеньях тела и т.д. По мере формирования у обучаемых все более отчетливого чувственного представления о двигательном действии оно становится в их сознании образцом, с которым они сличают реальное исполнение. При расхождении с этим «эталоном» в виде ошибки или неточности в выполнении данного действия ученик сам это ощущает и самостоятельно вносит необходимые исправления в последующие попытки его выполнения. Кроме того, как установил А. Ц. Пуни, мысленное, соответствующее образцу многократное выполнение действия способствует его закреплению и тренировке, которая получила название идеомоторной. Таким образом, точное и отчетливое чувственное представление о двигательном действии выполняет двоякое назначение:

а)  образца, обеспечивающего ученику «обратную связь» о правильности выполненного действия;

б)  выступает в роли идеомоторной тренировки.

В обучении сложным двигательным действиям различные виды демонстрации выполняют только начальную роль, создавая как бы исходный, «черновой», образ, который затем уточняется путем использования специфических для педагогики спорта видов наглядности. Такой наглядностью являются:

•   подводящие упражнения — в них выделен какой-либо важный компонент техники изучаемого движения, который ученик должен прочувствовать своими двигательными ощущениями и запомнить;

•   аудио-визуальные средства (объединяющие слуховые и зрительные ощущения)- озвучивание темпа, ритма движений, момента приложения усилия, светолидирова-ние и т.п.;

•   предметное ориентирование — ориентиры, ограничители и регуляторы движений;

•  новые представления могут создаваться словом, путем использования образа, известного занимающимся, в этом случае говорят о словесно-образной наглядности. «Переваливайтесь с ноги на ногу как утка»,- советует учитель, обучая ходьбе на лыжах и стараясь, чтобы ученики овладели одноопорным скольжением.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *