Теория (не)вероятности. Раздел ІV. Сказки, не ставшие былью | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Теория (не)вероятности. Раздел ІV. Сказки, не ставшие былью

8 марта 2017 admin 0 Comments

Теория (не)вероятности. Раздел ІV. Сказки, не ставшие былью


Sport Arena вспоминает несостоявшиеся, но вероятные трансферы, которые так и остались слухами, но до сих пор заставляют специалистов, прессу и болельщиков прикидывать – «а что, если бы…» Займемся этим и мы.

Стоит ли жалеть об упущенных возможностях? Как повернулась бы биография нынешних звезд, если бы они в свое время приняли другое решение, или обстоятельства заставили бы их пойти по какому-то другому пути? Сегодня мы порассуждаем о десятке громких несостоявшихся трансферов советско-украинских игроков за «железный занавес» и, подводя итог возможным переходам, проанализируем, пошли бы они на пользу карьере футболистов или же, наоборот, спустили бы их по наклонной.

В четвертой части нашей трансферной саги мы посвятим внимание ретро-теме. Итак, где могли оказаться футболисты советской Украины?

Виктор Чанов
Динамо (Киев) → Манчестер Юнайтед
1990 год

В МЮ того времени шел болезненный процесс поиска основного вратаря. Опытнейший шотландец Лейтон шел на спад, его резервисты Сили и Уолш не отличались надежностью, как и юный талант Боснич. Поэтому Фергюсон искал опытного голкипера с международным стажем, и его выбор сократился до нескольких имен, среди которых был и титулованный динамовец, советский сборник Виктор Чанов – представитель известной в СССР вратарской династии. Вот только приглашение от МЮ прибыло уже в декабре – через пару дней после того, как Виктор уже ударил по рукам с представителями хайфского Маккаби. А еще через пару недель были гонцы из Баварии, Аустрии…

Если бы да кабы… Чанов как вратарь был на самом деле хорош, опыта ему не занимать, вопрос был только в здоровье и психологической готовности к зарубежной карьере. Позже ведь МЮ также пригласил не самого молодого кипера – датчанина Шмайхеля, и он оказался настоящей легендой клуба. Как там говаривал Семен Семеныч Горбунков: «На его месте мог оказаться я…» – 45%.

Карьера после: Чанов стал чемпионом Израиля, затем еще поиграл за Бней-Иегуду, покидая Страну Обетованную в статусе уважаемого, заслуженного легионера (даже с предложением принять местное гражданство, чтобы в итоге дорасти до тренера вратарей местных грандов и сборных). Но все равно не покидает мысль – а если бы МЮ позвонил чуть раньше?..

Василий Рац
Динамо (Киев) → Рейнджерс (Глазго)
1989 год

Теория (не)вероятности. Раздел ІV. Сказки, не ставшие былью

После Евро-88, когда советские футболисты уже все смелее начали переходить в зарубежные чемпионаты, появился такой вариант и у 27-летнего Раца. На кону были два приглашения: от Эспаньола Хавьера Клементе, отчаянно борющегося за выживание в Примере, и Рейнджерс Грэма Сунесса. Сам Василий по сугубо спортивной стороне дела склонялся к шотландскому варианту (тем более что глазговцы нуждались в левом крайке). Однако сыграли свою роль несколько обстоятельств. Во-первых, Совинтерспорт и Динамо уже успели дать предварительное согласие испанцам. Во-вторых, жена Василия была беременной, и семья склонялась к теплому климату Барселоны. В-третьих, Рац был в раздумьях – на носу чемпионат мира, успешное выступление на котором могло подарить и лучшие варианты, а чиновники обещали, что после аренды в Эспаньоле Василий еще успеет перейти в свой Рейнджерс. Но вышло не так.

Если бы да кабы… А мог бы и заиграть в Шотландии – почему нет? Василий играл в любимый британцами прямой, жесткий футбол и мог исправно поставлять в штрафную площадку мячи со своего фланга – 65%.

Карьера после: Сыграв всего десяток матчей, Рац распрощался с Эспаньолом, вылетевшим в Сегунду. А когда собрался переходить в Ференцварош – пережил неприятную болезнь, скомкавшую прекрасному футболисту концовку карьеры.

Андрей Канчельскис
Харьковский спортинтернат → Металлист (Харьков)
1986 год

Это просто невероятно, но юного Канчельскиса в свое время мог забирать Металлист, но буквально упустил будущего сборника и игрока МЮ из своих рук. Кировоградец Канчельскис занимался в Харьковском спортинтернате, и местный Металлист всегда старался «снимать сливки» и быстренько забирать оттуда лучших молодых игроков. Канчельскис даже попал на сборы харьковчан, ему обещали место в дубле, но в итоге промедлили с предложением, и обиженный 17-летний юноша сам предложил свои услуги родной Зирке. И именно оттуда его пригласили в Динамо, а дальше все завертелось.

Если бы да кабы… В Металлисте, думается, заиграл бы – вероятно, и Кубок СССР через пару лет с харьковчанами выиграл бы. Вот только что было бы дальше? Теперь можем лишь гадать – 25%.

Карьера после: не закрепившись в Динамо, перешел в Шахтер. И именно оттуда его пригласили в МЮ, где Андрей затенял юного Бекхэма. А дальше была большая зарубежная карьера и – увы! – сборная России. «Логично» для уроженца Кировограда литовско-украинского происхождения, лишь в 35-летнем возрасте дебютировавшего в российском чемпионате. Но такие были времена…

Анатолий Бышовец
Динамо (Киев) → Фиорентина (Флоренция)
1969 год

Но недаром клуб Фиорентина

Предлагал мильён за Бышовца…

Сам Владимир Высоцкий увековечил этот несостоявшийся переход в своей песне «Комментатор из своей кабины». А как это было и было ли вообще?!..

Если бы да кабы… В попытках заполучить Бышовца флорентийцы апеллировали даже к тому, что двумя годами ранее Киев и Флоренция стали городами-побратимами. Но нет – такой переход еще был невозможен. А ведь Фиорентине игрок такого плана был необходим, ведь у нее были только старички Мараски и Амарилдо, а также Кьяруджи, тяготевший к флангу – 0%.

Карьера после: Хронические проблемы с коленом заставили Бышовца уже через четыре года завершить карьеру. Рано став тренером, он преуспел в этой профессии. Работая с детьми, поставил на ноги Алексея Михайличенко. Со сборной СССР выиграл сеульскую Олимпиаду. Успел поработать в московском Динамо, Зените и Шахтере, а также в Южной Кореи, Португалии, на Кипре.

Олег Саленко
Зенит (Ленинград) → ЦСКА (Москва)
1989 год

Саленко, столь ярко заявивший о себе с юного возраста, был нарасхват, и никто не сомневался, что уже вскорости он окажется в одном из ведущих клубов. Его и Дмитриева звали в ЦСКА, московское и киевское Динамо. Товарищ постарше решил, что в Украине не выдержит конкуренции, и подался в Москву. А вот Саленко отважился и согласился перейти к Лобановскому. Кстати, его трансфер осуществлялся прозрачно и за деньги (для СССР это была новинка) и в ту пору был рекордным для внутреннего футбольного рынка – 36 тысяч рублей.

Если бы да кабы… ЦСКА в ту пору возрождался и в итоге впервые за два десятилетия стал чемпионом СССР. Да, в атаке была конкуренция – Сергеев, Масалитин, тот же Дмитриев, прибывший после недолгого периода в московском Динамо. Но Саленко точно был бы там основным – 65%.

Карьера после: Впрочем, переход в Динамо был куда более привлекательным, и нет ничего удивительного, что после него Саленко получил сразу несколько лестных приглашений из заграницы.

Олег Саленко
Динамо (Киев) → Тоттенхэм Хотспур (Лондон)
1992-93 годы

Теория (не)вероятности. Раздел ІV. Сказки, не ставшие былью

А вот тут история неприятная – и в ней Саленко оказался заложником ситуации. Прямая речь: «После двухнедельного просмотра со мной уже были готовы подписывать контракт. Его сумма устраивала всех – и киевское Динамо, и Тоттенхэм, и меня. Но в Англии существует закон, запрещающий клубам заключать контракты с иностранцами, сыгравшими меньше 15 матчей за национальные сборные своих стран. Правда, если легионер уж больно хорош, но не имеет необходимого послужного списка, закон в порядке исключения нарушают, и власти закрывают на это глаза. Так было со многими игроками, но в ту пору поднялась шумиха вокруг подлога, на который пошел болгарин Генчев. Он приписал себе порядком матчей за сборную и ухитрился заключить контракт с Ипсвичем. Я же попал под горячую руку чиновникам из Министерства труда Великобритании. Разгневанные обманом болгарина, они отыгрались на мне, не дав разрешение на работу», – рассказывал в 1993 году Саленко.

Если бы да кабы… В сезоне 1992/93 Тоттенхэм финишировал восьмым, а в нападении у Шпор имелись, например, Шерингем и Дьюри. С одной стороны – шаг назад в спортивном плане для человека, с Динамо регулярно участвовавшего в еврокубках. С другой – неприятная конкуренция с аборигенами – 35%.

Карьера после: был в поле зрения Астон Виллы, но не перешел туда из-за травмы – в итоге оказался в Логроньесе, где много забивал и быстро заработал приглашение в Валенсию. Там играл не столь удачно, и в итоге переехал-таки на Альбион. Вот только после Рейнджерс у игрока сборной России карьера пошла вниз…

Сергей Юран
Динамо (Киев) → Спартак (Москва)
1990-91 годы

Полный сил молодой игрок ворвался в основной состав киевлян после ухода таких титанов, как Блохин, Беланов, Протасов. Он выдал сильный дебютный сезон, после которого… написал заявление на переход в Спартак. Конечно, такой демарш Юрана возымел эффект взорвавшейся водородной бомбы. В Украине его едва не «затюкали», в Москве не стали до конца бороться за этот трансфер. В итоге Сергей объяснял этот шаг тем, что все еще не имел квартиры в Киеве и таким образом хотел обратить на себя внимание руководства, подтолкнуть его к желанному результату.

Если бы да кабы… Юран был на ходу и в Спартаке, конечно же, заиграл бы, но не допустить такой переход в стан самого принципиального соперника было делом чести для Динамо – 15%.

Карьера после: Квартиру получил. Через полгода был отправлен в Португалию. Там тоже отличился резонансным трансфером – из Бенфики в Порту, позже поиграл в Англии, Германии, Австрии и дважды поворачивал в Спартак – впрочем, ненадолго и не очень результативно. А в одном из интервью в начале 1998 года недвусмысленно намекал, что снова пошел бы в Динамо к Лобановскому. Впрочем, тот уже не нуждался даже в Леоненко, ведь феерил в Лиге чемпионов с молодыми Шевченко и Ребровым.

Иван Гецко
Черноморец (Одесса) → Дженоа
1991-92 годы

Итальянская Дженоа два года вела молодого украинского нападающего, успевшего дебютировать и в сборной СССР, и в национальной команде новой страны футбольной Европы. И если сперва варианты с Дженоа и Фоджей не устроили клуб, то год спустя уже сам форвард не рискнул перейти в генуэзский коллектив. Главному тренеру Освальдо Баньоли нужно было доказывать свою профпригодность в острой конкуренции с чехом Томашем Скухравым, уругвайцем Карлосом Агилерой, итальянцами Марко Пачионе и Маурицио Иорио. А ведь был в Дженоа еще и авторитетный бразилец Бранка – так что за три подлимитных места выходила серьезная борьба. Так и не удалось Ивану заиграть в Серии А золотых времен и пересечься с юным Пануччи.

Если бы да кабы… Самая тяжелая лига мира, но, прямо скажем, с шансами в борьбе за место в основе – 30%.

Карьера после: вместо Дженоа отправился в хайфский Маккаби, с которым отлично выступил в Израиле. После возвращения на родину поиграл в Днепре, Карпатах, Кривбассе, Металлисте. Считался одним из самых заметных бомбардиров украинского футбола 90-х.

Вадим Евтушенко
Динамо (Киев) → Рапид (Вена), Мексика
1986-87 годы

После триумфа киевлян в Кубке кубков 1986 года за ними выстроилась стройная очередь из клубов «капиталистических стран». Совинтерспорт, монополист на футбольном рынке СССР, только и успевал отправлять и принимать факсы с конкретными предложениями. Например, Рапид, который стал первопроходцем и пригласил из Советского Союза сначала Зинченко, а затем и Шавло, хотел пополнить свои ряды титулованным игроком европейского уровня.

Советские посредники предлагали спартаковца Гаврилова, однако сам венский клуб захотел Вадима Евтушенко. Представитель Совинтерспорта Абрамов называл даже конкретные суммы – Рапид предлагал 42 тысячи долларов в год и двухлетний контракт игроку, а также готов был торговаться. Вот только кандидатуру Вадима австрийцам подавали советские чиновники, а вот в Динамо отпускать игрока не собирались. В итоге сделка сорвалась.

А через год-полтора возник новый вариант – Мексика. Евтушенко в ту пору спешно сменил Динамо на Днепр и был недоволен бытом и новым окружением, так что ему начали поступать различные предложения. Звали и в мексиканский клуб (какой именно – сведения расходятся), однако сам Вадим выбрал Швецию.

Если бы да кабы… Относительно Австрии есть мнение, что Евтушенко там бы тоже заиграл. А вот Мексика… Нам не с чем сравнивать, так как в такой отдаленный уголок наши футболисты не заглядывали (не считая диаспорян) – 45%.

Карьера после: Можем констатировать – Вадим Анатольевич оказался прав в своем выборе. В АИКе он провел несколько очень ярких лет, был лидером и главным бомбардиром команды (хотя и играл в полузащите), стал чемпионом Швеции. Много лет работал тренером в этой стране.

Олег Блохин
Динамо (Киев) → Реал (Мадрид)
Ориентировочно 1982-83 годы

Еще когда Реал сражался с Динамо в четвертьфинале Кубка европейских чемпионов 1972/73, главный тренер мадридцев легендарный Мигель Муньос сказал, что с удовольствием взял бы в свой клуб нескольких динамовцев, «игроков экстракласса» – Колотова, Мунтяна и Блохина. А девять лет спустя Олег прочитал в австрийской прессе интригующий заголовок, что он остается в Киеве. Внимательно изучив заметку, Блохин выяснил, что за ним в СССР приезжала делегация мадридцев, однако Федерация футбола и Динамо отказали Реалу. В те времена такой переход, да еще и в Реал – «коварную Мекку капиталистического футбола», был просто нереален.

Если бы да кабы… Эх, Блохина бы в Реал – да еще и в самом лучшем возрасте! Просматривая видео лучших матчей Олега, понимаешь, что в 23-25 лет он имел там реальные шансы на успех. Вот только перейти из советского клуба в мадридский в ту пору не представлялось возможным априори – 0%.

Карьера после: лишь в ветеранском возрасте Олега Владимировича отпустили за границу – в 36 лет он попылил за заштатный австрийский Форвертс (тем не менее помог клубу выйти в высший дивизион), а доигрывал в кипрском Арисе. Конечно, для игрока такого масштаба это было очень мало и очень не то…

Валерий Лобановский, Александр Заваров, Алексей Михайличенко и Олег Протасов
Динамо (Киев) → Ювентус (Турин)
1988 год

Всесильный Джанни Аньелли любил футбол настолько, что готов был тратить на любимое развлечение не только деньги, но и все свое влияние. Трансфер первого за много десятилетий советского футболиста (полумифичных Хеффлинга и Урама, толком не заставших СССР, выносим за скобки) дался боссу Юве и Фиата с огромными усилиями. Говорят, для того, чтобы Заваров получил черно-белую полосатую футболку, посланцы туринского магната несколько раз увеличивали предложение, а также предлагали в рамках взаимовыгодного сотрудничества разработать для советского автопрома современный малолитражный автомобиль (таковой, судя по всему, стала Ока). Когда же к переговорам присоединился лично Лобановский, стороны – Динамо, Ювентус и посредник Совинтерспорт – ударили по рукам. Финальное предложение выглядело так: 5 млн долларов, автобус и два служебных автомобиля для ФК Динамо, комплекты формы и организация итальянских сборов для киевлян.

Переход Заварова в блистающую звездами Серию А стал настоящей «бомбой», а ведь готовилась и куда большая «диверсия»! По имеющимся уже на сегодня данным, Юве хотел «советскую тройку» с Лобановским во главе – ведь параллельно в Милане создавался голландский триумвират Гуллит – Райкард – ван Бастен, а позже в Интере собралось и немецкое трио Бреме – Маттеус – Клинсманн. К сожалению, столь невероятному варианту не суждено было воплотиться в жизнь. Ах, как интересно это выглядело!

Если бы да кабы… Даже не возьмемся судить о перспективах такого невероятного поворота. Одно понятно: это было бы невероятно интересно! – ?%.

Карьера после: В итоге среди всех четверых довольным своей международной карьерой может быть разве что чемпион Италии и Шотландии Михайличенко. Заваров временами был хорош в Юве, завоевал Кубок УЕФА, однако не выдержал бремени «наследника Платини». Протасов предпринял не соответствующий его уровню переход в Олимпиакос – при должном сопутствии агентов он должен был играть за видные клубы Германии, Испании, Англии. А Лобановскому, увы, так и не удалось поработать в настоящем капиталистическом футболе – на Ближнем Востоке он добился определенных успехов, но не получил достойного его руки материала.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *