Принцип сознательности (связи теории с практикой) | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Принцип сознательности (связи теории с практикой)

26 января 2013 admin 0 Comments

Принцип сознательности требует глубокого и всестороннего понимания и усвоения изучаемого материала и на этой основе целесообразного применения его на практике, в реальной действительности. Этот принцип нуждается в полноценной реализации при изучении каждого учебного вопроса, будь то тема из теории физической культуры или освоение отдельного двигательного действия. Понимание значения и ценности изучаемых вопросов формирует у занимающихся положительное отношение к учению и является необходимым стартовым условием для появления у них интереса, старательности и активности в работе.В целом роль принципа сознательности в решении задач образования значительно шире. В содержании каждого учебного предмета рассматривается какая-то одна сторона окружающей действительности. В целях создания из этих мозаичных сведений целостной картины мира необходимо последовательно в сознании учеников устанавливать и укреплять связи между учебными предметами. Именно на это в итоге ориентирован принцип сознательности — на обеспечение понимания реальной действительности во всех ее проявлениях, сложностях и взаимосвязях. Благодаря этому во многом обеспечивается формирование мировоззренческих взглядов и убеждений.

В физическом воспитании при обучении двигательным действиям выделяются четыре основных правила реализации принципа сознательности.

Обучаемый должен знать:

1.  Что делать — называется действие или сообщается его целевая установка.

2. Как это следует делать — дается описание структуры движения, указываются технические требования к его выполнению.

Эти правила при начальном обучении движению всегда выполняются.

Следующие два, как показывает изучение практики преподавания, применяются значительно реже, что, к сожалению, приводит к ухудшению результатов обучения, поскольку именно они придают смысловую и образовательную направленность учебному процессу при изучении двигательных действий.

3. Почему действие выполняется так, а не иначе, — обосновываются наиболее важные элементы техники исполнения, в том числе с опорой на знания старших школьников из области механики, анатомии, биологии и др., вскрываются причинно-следственные связи, имеющиеся в двигательной деятельности человека. Именно здесь происходит установление ряда межпредметных связей. Например, при беге на скорость предъявление требования работать согнутыми в локтях руками связано с законами колебания маятника.

4.  Почему необходимо овладеть этими знаниями, умениями. навыками, для чего и где они будут нужны. Дается их жизненная перспектива:

— для личного успеха на уроках физкультуры или в спорте, для обычной, повседневной, жизни;

— это обязанности перед товарищами, поскольку предстоят школьные соревнования классов-команд или командные соревнования в спорте;

— это обязанности перед обществом — необходимость для будущей трудовой деятельности, для защиты Родины.

Рассмотрим частичное воплощение этих положений на примере обучения девочек 7-8 классов программному упражнению — стойке на голове и руках. Девочки, в силу наступивших возрастных изменений тела и осознанной комичности позы при выходе в положение стойки, с большой неохотой выполняют это упражнение, не понимая его смысла. Приведем возможное последовательное содержание аргументов учителя в пользу этого упражнения, рассчитанных на два-три последовательных урока:

«Это упражнение будете выполнять на оценку. Помните, что у вас постоянное заочное соревнование с параллельным классом по среднему баллу за каждое упражнение. Напоминаю, что средний балл выводится путем деления суммы всех полученных отметок на число их получивших, поэтому старайтесь хорошо освоить это упражнение и помогайте друг другу в обучении. Не подведите свой класс»;

«Вскоре мы будем изучать переворот боком — «колесо». Его выполнение требует умения перехода через стойку на кистях. Здесь мы учимся сохранять равновесие в подобных условиях на достаточно большой площади опоры»;

«Это упражнение учит нас умению думать, ориентироваться, управлять своим телом и сохранять равновесие в необычных условиях. А в жизни всегда могут возникнуть обстоятельства, где эти способности помогут предотвратить несчастье, — вспомните падения при гололеде».

Конечно, для успешности обучения этому сложному для девочек упражнению необходимо выполнить и ряд других условий: заранее заняться укреплением мышц шейного отдела, организовать взаимную страховку в парах от падения на спину и излишнего переноса веса тела на голову, а также исключить возможность наблюдения за выполнением упражнения со стороны юношей.

Нередко именно с четвертого правила начинают изучение нового материала с целью создания у занимающихся положительного к нему отношения и осознания необходимости его освоения.

Что бы сохранить здоровье и хорошую физическую форму, старайтесь посещать фитнес-клуб не менее двух раз в неделю. Не жалейте денег и сил на свое здоровье, так как эти инвестиции являются пожалуй самыми важным ив вашей жизни.

 

 

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *