Функции и структура педагогического общения
21 января 2013 admin 0 Comments
Педагогическое общение следует рассматривать в единстве с деятельностью по формированию личности воспитанников, да и само общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Поэтому при рассмотрении функций общения следует исходить из сути педагогической деятельности, которая содержит передачу учебной информации, обеспечение к ней положительного отношения и управление деятельностью подопечных. Это согласуется с предложенной Б. Ф. Ломовым классификацией функций общения: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регулятивно-коммуникативная (Леонтьев А. А., 1979).
Чтобы точнее представить содержательную сторону общения, рассмотрим его функции подробнее:
• формирование положительного отношения к педагогическим задачам обучения и воспитания;
• передача знаний, формирование на этой основе взглядов и жизненных позиций’;
• управление восприятием, вниманием, поведением и моральным климатом в группе;
• организация сотрудничества, воздействия друг на друга, отношения друг к другу и взаимопомощи;
• обеспечение положительной эмоциональной окраски деятельности, включая процесс сопереживания;
• упрочение знаний путем их проверки, обобщения и систематизации; формирование убеждений.
Определить структуру общения нужно для выяснения содержания общения в разные временные моменты учебно-воспитательного процесса. Считается, что подход к установлению структуры может быть различным [2, с. 17], однако, учитывая единство связи общения с деятельностью, имеет смысл исходить из логической последовательности действий учителя в педагогическом процессе, где имеются замысел, затем его воплощение, анализ достигнутого и его оценка.
Общая структура профессионально-педагогического общения на основании указанных этапных действий педагога предложена В. А. Кан-Каликом [15, с. 28], с которой можно вполне согласиться:
а) моделирование педагогом предстоящего общения с группой в процессе подготовки к занятию — прогностический этап;
б) организация непосредственного общения с группой -начальный период общения;
Попытка заменить эту функцию общения с педагогом на программированное обучение, с использованием технических средств, оказалась недостаточно продуктивной, даже для армейской подготовки. Так, по данным, опубликованным в конце 1960-х годов. Пентагон вынужден был отказаться от 80% таких программ.
в) управление общением в педагогическом процессе;
г) анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
В этой последовательности просматриваются одновременно и структурные элементы управления учебно-воспитательным процессом, что вполне естественно, так как, общаясь с воспитанниками, педагог должен управлять их отношением, психологическим состоянием и поведением.
Копии часов в Екатеринбурге вы можете приобрести копии самых известных часовых брендов за цену, в неоспоримо меньше чем стоят оригинальные модели. Копии внешне никак не отличить от оригинала! Наши часы изготовлены из качественных материалов и прослужат вам ни один год!