Лишь мгновение ты наверху. Чью судьбу рискует повторить Лестер | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Лишь мгновение ты наверху. Чью судьбу рискует повторить Лестер

28 февраля 2017 admin 0 Comments

Лишь мгновение ты наверху. Чью судьбу рискует повторить Лестер


Sport Arena рассказывает, как действующий чемпион Англии вылетел в низший дивизион.

Ряд сухих поражений сделал ситуацию Лестера в чемпионате критической – команда зависла в двух очках от зоны вылета. Лисы забивают и выигрывают так редко, что реально рискуют вылететь в следующий сезон после своего чудесного чемпионства. Впрочем, история английского футбола настолько глубока, что помнит даже такой случай. Впервые в зоне вылета финишировал после завоевания чемпионства не кто иной, как Манчестер Сити – клуб, у которого еще не было миллиардов, зато был топовый вратарь. 

Главные действующие лица

Уилф Вайлд. Царь и бог для довоенного Ман Сити, человек, сумевший еще в тридцатые годы состояться как тренер без какой-либо игровой карьеры. Уайлд в 27 лет пришел работать в клуб ассистентом Эрнеста Мэнгналла – специалиста, известного тем, что возглавлял оба манчестерских клуба. Наставник определил Уилфу позицию секретаря-менеджера – человека, ответственного за различные административные вопросы. Этим делом Вайлд занимался двенадцать лет: в частности, способствовал переезду клуба на стадион Мейн Роуд. Так бы продолжалось и дальше, если бы в 1932-м тренер Питер Ходж не принял решение вернуться в родной Лестер.

Вайлд после этого забрал должность главного тренера в свои руки. Клуб изнутри он знал досконально (на тот момент в Ман Сити он работал уже 12 лет), действующий состав Горожан сформировался и вырос на его глазах, а для футбола того времени это были едва ли не два главных компонента успеха. Вайлд сделал ставку на такой искренний футбол, что его, скорее всего, посчитал бы слишком авантюрным и Эдуард Малофеев. Для Ман Сити было нормой становиться самой забивающей командой лиги и, скажем так, не всегда извлекать из этого дивиденды. 

Фрэнк Свифт. Как обычно бывает в таких случаях, ярчайший футбол был тесно связан с отвратительной игрой в обороне. Ни один защитник из того состава Ман Сити не состоялся в других клубах или сборной, а Уайлд не мог или не хотел поставить своей команде качественную оборону. Выручала Горожан только титаническая фигура в рамке ворот.

Рейч Картер, один из легендарных игроков того времени, говорил: «Свифт был так огромен и так уверенно хозяйничал в воротах, что попытки забить ему гол были сродни попыткам затолкать мяч в спичечный коробок». Фрэнка критиковали за любовь пожертвовать эффективностью ради эффектности, но его сэйвы и умение идеально точными и сильными бросками начинать атаки компенсировали все. Голкипер вызывался в сборную Англии и, если бы не война, был бы в ней основным намного больше искомых четырех лет.

Лишь мгновение ты наверху. Чью судьбу рискует повторить Лестер

Питер Дохерти. На момент начала этой фантастической истории североирландский форвард был не больше, чем просто перспективным проспектом. Пришедший из Блэкпула 22-летний форвард принял участие в девяти матчах и забил четыре мяча. 

Взлет

Сезон 1936/37 начался для Горожан тяжело. Свифт в первых пятнадцати матчах всего два раза сыграл «на ноль», да и команда в целом пережила семиматчевую безвыигрышную серию. Да, вписался в игру Дохерти, забивший в первом же матче, но команда привычно много пропускала и, в частности, декабрь встречала на семнадцатом месте. При этом признанных фаворитов чемпионской гонки побеждать удалось: Арсенал и Дерби Каунти, финишировавшие в топ-4, получили на Мейн Роуд по три мяча.

Переломным для Ман Сити стал Boxing Day, причем перелом произошел прямо «в процессе». 25 декабря развеселая команда уступила со счетом 3:5 Гримсби, а на следующий день победили со счетом 2:1 Миддлсбро. Тогда это казалось не более чем победой яркого середняка над командой-преследователем лидеров (Речники перед матчем шли на семь позиций выше), но на деле стало началом исключительно по своей яркости и статистике серии матчей.

Футбол того времени не очень любил беспроигрышные серии. Сильнейшие игроки дивизиона не были разбросаны по 3-4 «элитным» командам, как сейчас, а наличествовали во многих коллективах. Отчасти этому способствовали более равные финансовые возможности команд, отчасти – «добосмановская» эра, позволявшая удерживать нужных игроков. Из-за меньшего разрыва в уровне любой команде было сложно не проигрывать даже два месяца кряду: например, чемпион предыдущего сезона Сандерленд пришел к титулу, ни разу не продержавшись без поражений больше 8 матчей подряд. Но Ман Сити сумел совершить практически чудо.

С Гримсби в последнем матче года была ничья 1:1, а дальше клуб в игре и результативности только прибавлял. Дерби в январе было выиграно со счетом 1:0. Дерби Каунти в феврале победили уже 5:0. Вулверхэмптон, с которым пришлось играть сразу после Дерби и который выдал очень сильную концовку сезона, был обыгран 4:1. Команда стремительно сокращала отставание от первого места, а конкуренты отваливались один за другим.

Календарь сложился таким образом, что обе игры с Ливерпулем Ман Сити пришлось играть на финише чемпионата. Красные получили в этих матчах 10 мячей, забив всего один. Оборона Горожан, кстати, даже на пике отказывалась быть безошибочной – за весь второй круг Свифт сыграл всего пять матчей «на ноль» – зато атака за это же время выдала больше половины матчей в режиме «3+ забитых».

Свифт, впрочем, сыграл «на ноль» самый главный матч – против Арсенала. Канониры тридцатых годов были, вне сомнения, сильнейшей командой как минимум Англии и даже после смерти Герберта Чепмена выиграли чемпионство в сезоне 1934/35. Всего за последние шесть лет им удалось выиграть четыре титула, да и в сезоне 1936/37 они лидировали за каких-то пять туров до конца. Тем не менее безответные голы Дохерти и Эрни Тоусленда позволили Ман Сити выиграть решающую игру. В оставшихся матчах Горожане забили 14 мячей и выиграли чемпионство за тур до конца.

Первое чемпионство в истории Ман Сити стало выдающимся триумфом атаки. Горожане единственными в лиге добились трехзначного числа забитых в чемпионате, проведя 107 мячей. Мифы о том, что в те времена команды не умели обороняться и только атаковали, являются именно что мифами: Чарльтон, закончивший сезон на втором месте, показал результативность всего в 1,38 (!) гола за игру. Дохерти великолепно вписался в команду, в первом же полном сезоне забив 30 голов, при этом сразу три игрока команды оформили 15 и больше мячей. 

Падение

Если и пытаться сделать какие-то выводы из таких чудесных преображений, то сезон 1937/38 как раз и показал, что благодаря одной неудержимой атаке нельзя было добиться успеха уже тогда. Ман Сити даже в сезон вылета остался самой результативной командой чемпионата, но единственным, чего удалось благодаря этому добиться, была положительная разница мячей.

Единственным известным защитником того Ман Сити был Сэм Баркас, но и он выделялся в первую очередь техникой, позволившей один из своих матчей за сборную отыграть на позиции инсайда. Всего в семи матчах нового чемпионата Горожанам удалось сыграть «на ноль», при этом в подавляющем большинстве выездов они пропускали минимум дважды. Естественно, привезти с этих выездов практически ничего не получилось: эффектные победы в Лестере (4:1) и Дерби (7:1) так и остались единственными за пределами Мейн Роуд.

Разумеется, к Ман Сити стали по-другому готовиться, и это могло стать одной из причин понижения результативности с уровня «космос» до «просто лучшая в лиге». Восемьдесят забитых мячей – это все-таки на четверть меньше по сравнению с прошлым сезоном; Дохерти забил в чемпионате 23 мяча и уже не боролся за звание лучшего бомбардира. Конечно, такой «провал» смешно сравнивать с нынешним уровнем Рияда Мареза и Джейми Варди (как и почти все остальные детали чемпионских историй), но не привести к падению он тоже не мог.

При всем при этом положение в таблице Ман Сити долго не было критическим – например, после двенадцати туров клуб занимал ровно ту же позицию в таблице (13-е место), что и в чемпионском сезоне. Но вместо взлета во второй половине сезона пошел резкий спад. Играть в Боксинг Дэй на этот раз пришлось два раза подряд с Брентфордом, и в этих поединках Горожане не набрали ни очка. Ситуацию усугубили травмы, и в 17-ти последних турах Ман Сити добыл лишь четыре победы.

Справедливости ради стоит сказать, что Ман Сити не повезло и с сезоном. Даже худшая команда лиги, Вест Бромвич Альбион, выиграла треть матчей и набрала больше очков, чем Ливерпуль и МЮ годом ранее. Как и сейчас, в 1938-м в Англии каждая команда могла обыграть каждую, и пасьянс сложился самым неудачным для Горожан образом. За тур до конца клуб имел равное количество очков с пятью (!) конкурентами и имел лучшее соотношение забитых и пропущенных. К сожалению, Сити уступил в Хаддерсфилде, а из соперников очки не набрал только Вест Бром.

Уайлд остался в клубе вопреки всем взлетам и падениям. Он позволил клубу пережить тяготы Второй мировой, тренировал Ман Сити до 1946-го и до самой смерти играл огромную роль в клубе. Лучшие годы Дохерти забрала война – после окончаний Второй мировой Питер сыграл четыре сезона в Первом дивизионе, но бомбардирскими подвигами не отмечался. Свифт в общей сложности сыграл 375 матчей за Ман Сити, после окончания карьеры стал спортивным журналистом и… погиб в мюнхенской авиакатастрофе. 

P.S.

Такие истории, как вылеты после чемпионства или же такого автогола (воистину лучший/худший в истории), сформировали вокруг Манчестер Сити особую ауру, которую принято называть «Typical City». Провалиться, когда никто не ждет; самим себе создать трудности, чтобы потом их героически преодолеть – фанаты славного клуба так привыкли к поражениям, что выбрали в качестве клубного гимна классическую, но при этом трагичную «Blue Moon». Впрочем, их сегодняшним будням могут позавидовать очень многие клубы. Ничто не вечно под луной – особенно если эта луна голубая.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *