Дмитрий Грабовский: феномен, который так и не реализовал себя | Мир спорта
Мир спорта

The Beauty of Sports

Дмитрий Грабовский: феномен, который так и не реализовал себя

25 января 2017 admin 0 Comments


Sport Arena вспоминает жизнь и карьеру украинского велогонщика Дмитрия Грабовского, который скоропостижно скончался в 31 год.

В понедельник утром весь мир велоспорта шокировала ужасная новость – в возрасте 31 года в результате сердечного приступа скончался известный украинский велогонщик Дмитрий Грабовский. Когда молодой, здоровый и крепкий парень покидает этот мир в таком раннем возрасте, это всегда непостижимо. Вдвойне обидно из-за того, что трагизмом была пропитана вся недолгая жизнь Грабовского – в первую очередь из-за того, что гонщик, обладавший невероятным талантом, так и не смог реализовать себя.

Свой путь в большом велоспорте Дмитрий Грабовский начал на треке. Причем с юных лет украинец считался феноменом. В возрасте всего 17 лет уроженец Севастополя добился своего первого громкого успеха – стал чемпионом Европы среди юниоров (категория до 19 лет) в командном преследовании в составе сборной Украины. Закономерность своих успехов Грабовский продолжил доказывать в следующие годы. В 2003 году он берет еще одно золото европейского первенства на треке, в этот раз уже в личной дисциплине – скрэтче. В том же году Дмитрий успешно выступил и на чемпионате мира среди юниоров, откуда привез сразу две медали, которые он завоевал в гонке по очкам и в индивидуальной разделке. В 2004 году он снова берет золото чемпионата Европы в командном преследовании – в этот раз среди андеров.

Дмитрий Грабовский: феномен, который так и не реализовал себя

Особого прогресса в результатах Грабовского на треке в то время не наблюдалось. Связано это, в первую очередь, с тем, что тогда он уже постепенно готовился к переходу в шоссейный велоспорт, который, безусловно, всегда был и остается гораздо более престижным, популярным и «денежным», чем трек. По первым же шагам Дмитрия на шоссе было понятно, что перед нами – уникальный талант, данный откуда-то свыше.

Как и большинство гонщиков, которые пришли на шоссе из трека, Грабовский был очень сильным раздельщиком. Свои таланты на шоссе Дмитрий начал доказывать уже в 2005 году. В июле он возрасте еще неполных 20 лет становится чемпионом Европы в гонке с раздельным стартом среди андеров (категория до 23 лет), выиграв на дистанции 33 км больше минуты у ставшего шестым будущего 4-кратного и действующего чемпиона мира в разделке Тони Мартина. Несколько дней спустя на том же европейском первенстве, которое проходило в Москве, он финишировал десятым в групповой гонке, уступив таким людям, как, например, будущая звезда недельных многодневок Симон Шпилак и олимпийский чемпион Рио в групповой гонке Грег ван Авермэт.

Однако настоящий звездный час Дмитрия Грабовского пришелся на сентябрь 2005 года. Учитывая недавний успех на первенстве Европы, к чемпионату мира в Мадриде украинец подходил в качестве одного из главных фаворитов разделки среди андеров. И свой статус Дмитрий оправдал в полной мере – он завоевал серебро, уступив только россиянину Михаилу Игнатьеву.

Маршрут того чемпионата мира в Мадриде был равнинным, и в групповой гонке у Грабовского, который сильным спринтером не являлся, шансов, казалось, не было. Однако украинец пошел в раннюю атаку, и благодаря своей невероятной мощи и фантастическому индивидуальному ходу удержал преимущество. Грабовский обманул весь пелотон и прибавил к своему серебру в разделке еще и золото чемпионата мира среди андеров в групповой гонке.

Дмитрий Грабовский: феномен, который так и не реализовал себя

2006 год стал для Грабовского первым полноценным в молодежном шоссейном велоспорте. И тогда его талант засверкал новыми красками. Дмитрий, как и подавляющее большинство молодых велогонщиков из Восточной Европы, решил пройти школу итальянского велоспорта и подписал контракт с командой Finauto. В том сезоне украинец сумел проявить себя и как восходящая звезда многодневок. В мае он выиграл Джиро делле Реджони, а в июне был близок к победе на молодежной Джиро д’Италия – Джиро Био, которая наряду с Тур де л’Авенир считается самой престижной многодневкой для молодежи. Там он долгое время сохранял лидерство в общем зачете, которое упустил лишь в последний день гонки на тяжелейшем подъеме до Альпе ди Пампеаго. Однако и второе место в генеральной классификации более чем красноречиво говорило о больших талантах Грабовского как многодневщика – именно тогда его нарекли «новым Ульрихом» за схожесть стилей ведения гонок со знаменитым немцем и практически идентичные антропометрические данные.

Такие впечатляющие успехи Грабовского не могли не заметить ведущие команды мира. В 2007 году украинец подписывает свой первый профессиональный контракт со знаменитой бельгийской командой Quick Step и входит в мир «взрослого» велоспорта как один из ярчайших молодых талантов.

Однако переход из любителей в профессионалы – всегда очень непростое во всех смыслах испытание для молодого гонщика. Ты больше не находишься под круглосуточным присмотром строгих тренеров, получаешь полную свободу и готовишься к гонкам по индивидуальной программе: делай что хочешь – с тебя потребуют итоговый результат. Однако неограниченная свобода, помноженная на большие деньги, очень часто сбивают гонщиков с пути истинного, мешают гонщикам сохранять внутреннюю дисциплину и соблюдать режим.

Особенно это касается спортсменов с постсоветского пространства. В начале 2000-х годов в странах бывшего СССР появилась целая плеяда невероятно талантливых гонщиков: Ярослав Попович, Владимир Карпец, Денис Меньшов, Дмитрий Грабовский, Михаил Игнатьев, Сергей Лагутин, Евгений Петров и другие. Все они считались будущими звездами велоспорта, однако, по большому счету, из них только Меньшов сумел в полной мере реализовать свой потенциал. Большинству остальных сделать в той или иной степени помешало неумение соблюдать режим. И Грабовский является одним из самых ярких примеров того, как талантливейший спортсмен не может раскрыть свой талант из-за проблем с режимом.

В начале 2007 года Грабовский попал в серьезное ДТП. Ходили слухи, что момент аварии содержание алкоголя в крови Дмитрия в пять раз превышало норму. Сам Грабовский это всегда отрицал, однако, так или иначе, в той аварии он получил серьезные проблемы со спиной, из-за которых его дебютный сезон в профессионалах вышел скомканным.

Дмитрий Грабовский: феномен, который так и не реализовал себя

2008 год начался для Грабовского довольно неплохо. Однако у Дмитрия не сложились отношения с главной звездой Quick Step, Томом Бооненом. Из-за этого он пропустил Тур Фландрии и Париж Рубэ. В июне украинец отлично выступил на генеральной репетиции Тур де Франс, Критериуме Дофине Либере. Генеральный менеджер Quick Step Патрик Лефевр обещал Грабовскому место в команде на Большой Петле, однако в итоге украинец снова остался за боротом. После этого его отношения с руководством Quick Step разладились, и Грабовский начал поиски новой команды на следующий сезон.

Как раз в это время набирал обороты проект украинской команды ИСД, и для Дмитрия это был идеальный шанс в полной мере реализовать себя. Однако в это же время его проблема с употреблением алкоголя становилась все более серьезной. В 2009 году Дмитрий Грабовский дебютирует на Джиро д’Италия, и даже занимает пятое место на 18-м этапе, где он попал в удачный отрыв. Тем не менее из-за проблем с алкоголем, которые все чаще становились достоянием общественности, 2009 год Грабовский в целом провел слабо.

Своих пристрастий Дмитрий никогда не скрывал. А осознание проблемы – это уже большой шаг к ее решению. В начале 2010 года Грабовский в интервью La Gazzetta dello Sport пообещал, что справится с проблемами с режимом. Поначалу казалось, что у Дмитрия это действительно получится. Он прекрасно выступил на знаменитой многодневке Тиррено-Адриатико, где завоевал майку горного короля. Однако это достижение в итоге так и осталось главным в профессиональной карьере украинца.

Дмитрий Грабовский: феномен, который так и не реализовал себя

Начиная со второй половины 2010 года он ушел в крутое пике и практически не участвовал в гонках. В 2011 году Грабовский по сути завершил свою профессиональную карьеру и надолго пропал из виду.

В такой ситуации помочь человеку выбраться из ямы может, в первую очередь, какая-то новая мотивация. Грабовский решил начать жизнь с чистого листа. Вместе с семьей он переехал в Израиль и сменил гражданство. В 2015 году он попытался вернуться в велоспорт в составе скромной китайской команды Jilun – Shakeland, название которой ни о чем не говорит даже самым продвинутым велоболельщикам. Он даже стал чемпионом Израиля в разделке, однако, учитывая уровень велоспорта в этой стране, вряд ли это можно считать каким-то серьезным достижением.

По большому счету, попытка Грабовского вернуться в велоспорт успехом не увенчалась. Однако Дмитрий не хотел на этом останавливаться. У него появилась новая цель в жизни: реализовать себя в другом, но очень связанном с велосипедом виде спорта – триатлоне.

И именно этой целью он был одержим до утра 23 января, когда его жизнь внезапно оборвалась на 32-м году.  Всего за месяц до смерти Дмитрия у него родился второй ребенок – сын. Сын, который никогда не будет помнить, каким был его папа. О том, каким же был его отец, сын Дмитрия Грабовского будет узнавать только просматривая в повторе ту самую гонку чемпионата мира в Мадриде. Гонку, после которой его тогда еще почти 20-летний папа стоял на верхней ступени пьедестала почета в радужной майке и с золотой медалью – полон надежд и амбициозных планов на будущее, которое тогда казалось таким безоблачным.

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *